Эксперты: Введение сигаретных пачек без указания торговых марок дало отрицательный результ
1 декабря 2014 года исполняется два года с момента введения в Австралии унифицированного формата пачек без указания торговых марок сигарет. Результаты эксперимента провальные: количество курильщиков-подростков увеличилось, объем теневого сектора рынка табачных изделий вырос, объемы продаж сигарет увеличились впервые за несколько лет.
В 2012 году правительство Австралии задекларировало три ключевых цели радикального для рынка нововведения: сокращение количества курильщиков среди молодежи, уменьшение числа курильщиков среди населения в целом, а также повышение эффективности предупреждений о вреде курения для здоровья.
В соответствии с результатами исследования австралийского федерального правительства, доля курильщиков-подростков в возрасте 12-17 лет увеличилась на 36% в 2013 году в сравнении с 2010 годом и достигла самого высокого за последние 7 лет уровня. Институт рака Нового Южного Уэльса в своем исследовании поведения курильщиков отметил, что в 2013 году доля курильщиков, которые курят ежедневно, и доля курильщиков, которые выкуривают 11 и более сигарет в день, продолжает расти. Более того, 59% курильщиков не верят в то, что медицинские предупреждения на унифицированных упаковках стимулируют их отказаться от курения.
Долгосрочная тенденция сокращения объема рынка табачных изделий впервые за десять лет сменилась ростом. Отдельно следует отметить, что объемы нелегальной торговли сигаретами достигли наивысшего уровня за последние годы. С 2012 по 2014 год ежегодный объем потребления нелегальных табачных изделий увеличился на 500 000 кг, а доля нелегального рынка выросла почти на 25%. Вследствие тенизации рынка табака австралийское правительство потеряло около 1,2 млрд австралийских долларов налоговых поступлений.
«Опыт нововведений Австралии требует пристального внимания, так как очевидно, что жесткие ограничения упаковки табачных изделий не позволили достичь поставленных целей», - комментирует Андрей Криль, руководитель по корпоративным и регуляторным вопросам «Бритиш Американ Тобакко Украина». – «Любые регуляторные реформы требуют более тщательной оценки с целью предотвращения масштабных негативных последствий».
Справка:
«Бритиш Американ Тобакко Украина» - первое предприятие с иностранными инвестициями в табачной отрасли Украины, которое было основано в 1993 году на базе Прилуцкой табачной фабрики. В Украине компания производит и продает такие марки сигарет, как: KENT, Rothmans, Vogue, Dunhill, Pall Mall, Lucky Strike, Capri, «Прилуки Особливі», «Козак». Прилуцкая табачная фабрика экспортирует продукцию в девять стран: Беларусь, Армения, Грузия, Ирак, Молдова, Узбекистан, Азербайджан, Россия и Сингапур. Всего в компании работает около тысячи человек.