Опубликовано

Индекс потребительского доверия россиян рухнул

После трех кварталов последовательного роста Индекс потребительского доверия Nielsen в России обвалился в последнем периоде на 8 пунктов до 79, продемонстрировав максимальное квартальное падение за последние три года.

Динамика Индекса вряд ли кого-то удивит: к концу года события первой его половины – главным образом, Олимпийская гонка и Крым – отошли на второй план, сменив приподнятые настроения россиян пессимизмом суровых последствий санкций, падающей цены на нефть и "тающего" рубля.

"Национальная экономика находится в кризисе", – констатировали 60% российских респондентов (против 42% в III квартале) и каждый третий россиянин (34%) выразил мнение, что страна не выйдет из кризиса в ближайший год. Небольшим снижением "оптимизма" завершили год и мировые потребители – глобальный Индекс потребительского доверия в IV квартале опустился на 2 пункта до 96.

Будущее видится россиянам в темных красках. Хороших или отличных перспектив на рынке труда в ближайшие полгода ожидают только 28% россиян (42% в III квартале 2014 года), благоприятного финансового состояния – 35% (-5 процентных пунктов по сравнению с III кварталом 2014 года). Три четверти (72%) российских потребителей считают, что сейчас неподходящий момент для совершения покупок (66% в предыдущем квартале).

Потребители уже меньше обеспокоены войной (12% в IV квартале против 22% в III), но все большее внимание обращают на состояние национальной экономики. Именно ее назвали ключевой причиной для беспокойства 20% респондентов против 10% в III квартале 2014. Одну десятую россиян волнуют растущие продовольственные цены (против 6% в III квартале), сохранность рабочих мест и рост цена на ЖКХ заставляет задуматься по 9% респондентов. Глобальный потребитель больше всего обеспокоен сохранностью рабочих мест (14%) и состоянием национальных экономик (13%), говорится в исследовании Nielsen. 

Для того чтобы сократить хозяйственные расходы, российские потребители планируют экономить в первую очередь на развлечениях вне дома (50%), покупке новой одежды (49%), а также коротких отпусках (46%). Мировые респонденты также сокращают траты на новую одежду (49%) и развлечения вне дома (46%), а третий пункт экономии – газ и электричество (43%).

По многим показателям средний россиянин в декабре 2014 года стал походить на покупателя кризисных 2008-2009 годов. В ходе исследования "Российский покупатель в новых экономических условиях" треть респондентов заявили, что доходы их семей в декабре 2014 года по сравнению с августом 2014 года снизились – аналогичный показатель был зафиксирован в ноябре 2008 года. Явственной стала и потеря покупательской способности населения: 70% россиян заявили, что на приобретение продуктов они стали тратить больше денег, чем тремя месяцами ранее. В среднем рост затрат оценивается в 19%. Треть респондентов признались, что вынуждены покупать меньше FMCG-товаров, чем кварталом ранее, три четверти (78%) стали более экономными.

Поводов для оптимизма российские покупатели сегодня не видят: 60% ожидают последующего значительного роста цен, более 30% – ухудшения качества товаров и ощутимого уменьшения ассортимента в магазинах.