Опубликовано

Индекс простых удовольствий россиян рекордно снизился

В январе 2015 года индекс "Кофе с молоком" (КсМ) снизился на рекордные 13% по сравнению со значением декабря 2014 года и составил 808 пунктов. Снижение произошло из-за значительного сокращения объемов приобретения воды, кофе и шоколада. По сравнению с январем 2014 года индекс КсМ Ромир вырос на 12% за счет роста цен на молоко, кофе и шоколад, а также за счет увеличения потребления шоколада на 10% - пишет foodmonitor.ru

В Москве индекс "Кофе с молоком" за год прибавил сразу 28%. В других крупных городах индекс "Кофе с молоком" вырос всего лишь на 5% за год, и на 14% за три года, что значительно уступает инфляции потребительского и продуктового рынков и свидетельствует об очень "жесткой" оптимизации повседневных потребительских расходов россиян.

Столь значительное снижение индекса в январе 2015 года было обусловлено в первую очередь снижением объемов покупок (в натуральном выражении) всех продуктов, входящих в индекс. Покупки бутилированной воды снизились по сравнению с минувшим декабрем на 21%, кофе и шоколада – на 17%, молока – на 4%. На спад показателей индекса оказало влияние снижение средней реальной цены шоколада на 11% в сравнении с декабрьскими значениями. Цены на молоко и кофе за месяц выросли на 3%, на бутилированную воду – на 15%.

За год (по сравнению с январем 2014 года) индекс увеличился на 12%, что демонстрирует высокие показатели роста за последние четыре года. В 2010 и 2011 году темпы роста индекса КсМ Ромир были выше.

Средняя реальная цена приобретения бутилированной воды выросла за год на  2%, это весьма скромный результат. Бутилированная вода не входит в список продуктов первой необходимости, поэтому заменить ее фильтрованной или попросту кипяченой не составит труда. В связи с этим производители и розница ограничены в возможности поднимать цену на данный продукт в условиях снижения потребительской активности. Тем более что обосновать рост цен на воду достаточно сложно: валютная составляющая в себестоимости производства бутилированной воды ничтожна.

Средняя реальная цена приобретения молока выросла за год на 14% и составила 46 рублей 46 копеек за литр в январе 2015 года. Высокие темпы роста цен на молоко сохраняются в течение двух лет. Весной – летом 2014 года эти показатели достигали отметки в 20-22%, а в 2010-2012 годах они держались в пределах 3-5% годовых. Средняя реальная цена приобретения кофе за год выросла на 15%, а шоколада – на 19%.

Объемы приобретения продуктов индекса в натуральном выражении по сравнению с январем 2014 года изменились разнонаправлено. За год объемы потребления сладкого антидепрессанта увеличились на 11%. Данная тенденция подтверждает старую теорию (времен Великой Депрессии в США 30-х гг. ХХ века), что в период экономических потрясений растет спрос на помаду и шоколад. За год на 14% сократились объемы покупок воды. Однако объемы потребления кофе и молока за этот период практически не изменились.

За три года (с января 2012 года) индекс КсМ Ромир вырос на 15%, что в два раза уступает показателям инфляции потребительского рынка. Разрыв между ростом индекса и увеличением цен свидетельствует о том, что оптимизация потребительской корзины и экономия на повседневных покупках – это не только праздные разговоры или жалобы, но и отражение реальных действий потребителей, которые активно переключаются на покупку более дешевых продуктов, торговых марок. За пять лет (с января 2010 года) индекс КсМ Ромир вырос на 40%, что ниже показателя инфляции потребительского рынка на 8 процентных пунктов (48% за пять лет).

В Москве индекс в январе 2015 года снизился на 11% по сравнению с декабрем прошлого года, до отметки 988 пунктов. В январе 2013 года снижение показателей к декабрю 2012 года составляло 12%, а в январе 2014 года – 14%. Снижение показателей было обусловлено сокращением натуральных объемов приобретения на 10-15% всех продуктов, составляющих индекс. В Москве за месяц было зафиксировано снижение средней реальной цены приобретения шоколада на 5%, однако цены на молоко и воду выросли на 6%.

За год (с января 2014 года) индекс КсМ Ромир в Москве вырос на 28%. Такой высокий показатель был зафиксирован впервые за весь период наблюдений Ромир. Годовой рост показателей индекса в Москве объясняется ростом реальных цен приобретения продуктов, входящих в индекс. Молоко подорожало на 14%, вода – на 16%, шоколад – на 20%, кофе – на 22%. Также был зафиксирован рост объемов потребления данных продуктов: молока – на 15%, воды – на 6%, шоколада  - на 17%, и только покупки кофе снизились на 3%.

За три года (с января 2012 года) индекс вырос в Москве на 22%, что  уступает инфляции потребительского рынка, накопленной за этот период. За пять лет (с января 2010 года) показатель индекса увеличился на 31%, что значительно уступает инфляции, накопленной за пятилетку (48%).

В других крупных городах страны индекс КсМ Ромир в январе текущего года снизился по сравнению с декабрем 2014 года на 14%, что демонстрирует значительное снижение показателей за весь период наблюдений Ромир. Ранее аналогичные показатели не превышали отметок 6-8%. Спад показателей индекса произошел из-за снижения объемов потребления бутилированной воды на 27%, а кофе и шоколада – на 18%.

За год (с января 2014 года) индекс «Кофе с молоком» вырос в крупных городах страны в среднем только на 5%. Это один из самых низких показателей темпов роста за последние годы.

Рост индекса КсМ Ромир в крупных городах произошел за счет увеличения средней цены на шоколад на 18%, а также за счет увеличения объемов покупок продукта на 8% в натуральном выражении. На 11% произошло увеличение цены на кофе, покупки продукта выросли на 2%, а расходы – на 15%. Номинальные расходы на покупку молока выросли на 3% за год в рублях. Цена на бутилированную воду снизилась на 9%, а натуральные объемы покупок – на 23%. В результате в январе 2015 года жители крупных городов потратили на бутилированную воду на 39% меньше средств, чем в январе 2014 года.

За три года (с января 2012 года) индекс "Кофе с молоком" вырос в крупных городах на 12%, при инфляции потребительского рынка в 28%, что свидетельствует о «жесткой» оптимизации продуктовой корзины потребителей последние три года. За пять лет (с января 2010 года) индекс КсМ Ромир в крупных городах вырос на 46%, что почти соответствует уровню потребительской инфляции.