Опубликовано

Президент "Биосферы": "Мы планируем производить продукцию СТМ для европейских ритейлеров"

Андрей Здесенко, президент корпорации "Биосфера" (ТМ "Фрекен Бок", Smile), одного из крупнейших производителей средств гигиены и товаров для уборки дома и приготовления пищи, рассказал Delo.UA, как живется в условиях экономической нестабильности крупному импортеру и можно ли спасти украинскую экономику от коллапса

Андрей, насколько сильно нынешний экономический кризис повлиял на работу вашей компании?

Экономический кризис очень серьезно влияет на работу компании. В первую очередь — девальвация гривни. Проблема не только в том, что курс вырос, но и в том, что он не останавливается в росте, постоянно "скачет". Бизнесу крайне сложно работать в таких условиях.

Повышение цен негативно сказывается на потребительском спросе. Наши товары не относятся к дорогим покупкам. Тем не менее, падение продаж налицо. К примеру, семья, как и раньше, выделяет на средства гигиены 200 грн в месяц. Но сейчас на эту сумму можно приобрести в два-три раза меньше продукции. Или же бюджет семьи уменьшается в несколько раз, и она уже не может позволить себе купить такие "излишества", как товары для приготовления пищи или уборки дома.

Нынешний кризис — это комплекс негативных факторов, с которыми украинская экономика сталкивается впервые. Это и проблемные банки, на счетах которых могут заморозиться деньги, и отсутствие кредитования, резкая девальвация гривни и невозможность адекватно поднять розничные цены, замораживание роста доходов потребителей, военный конфликт, негативные потребительские настроения, продолжение давления фискальных органов на бизнес.

Мы надеемся, что рано или поздно курс стабилизируется. Мы оптимизируемся, уходим из тех каналов дистрибуции, которые убыточные, пересматриваем ассортимент.

Корпорации "Биосфера" — крупный импортер. Падает ли доля импорта из-за девальвации гривни?

К сожалению, практически все виды сырья, кроме этикетки и картона, мы и наши поставщики закупаем за рубежом, в Украине они просто не производятся.

Если до кризиса — год назад — соотношение импорта и собственного производства на украинском рынке было 50 на 50, то сейчас это 30 на 70. Растет доля продаж продукции, произведенной в Украине. Мы вынуждены были сократить в своем портфеле ассортимент импортируемых товаров.

Какие категории продукции в первую очередь попали под сокращение?

Мы развиваем бренды в разных ценовых категориях. На текущий момент мы, во-первых, сократили представленность тех брендов, которые пересекаются. Во-вторых, убрали импортные бренды высокой ценовой категории. В-третьих, пересмотрели бренды категории среднего и низкого ценового сегмента и оставили лишь ключевые.

Примечательно, что в кризис потребитель ведет себя двояко. С одной стороны, он пытается сэкономить и отдает предпочтение более дешевой продукции. С другой стороны, меньше экспериментирует и отдает предпочтение "проверенному" бренду. С точки зрения покупки нет права на ошибку. Если потребитель купит некачественный продукт, у него просто не останется денег на следующий день купить более качественный. Это хорошо для тех компаний, которые имеют известные бренды на рынке. В данном случае главное для известных брендов — не поддаться соблазну и не ухудшить качество своей продукции.

Оцените объемы падения продаж

В количественном выражении падение продаж составило порядка 30%. Больше всего сократились продажи в тех категориях, которые связаны с дизайном, декором, а не с ежедневными средствами гигиены. К примеру, если раньше к праздникам приобретали салфетки, одноразовую посуду с декором, то сейчас приобретают более дешевые одноцветные либо вообще отказываются. Потребитель мыслит рационально, отдавая предпочтение лишь товарам первой необходимости: мусорный пакет, губка для мытья посуды и т.д.

Насколько компания повысила цены на свою продукцию?

При трехкратном росте курса доллара мы подняли цены в среднем на 50-60%. На импортные товары больше, на производимые в Украине — меньше. По отдельным категориям работаем "в минус". Надеемся, что в будущем нам удастся улучшить финансовые показатели. Если бы мы подняли цены адекватно росту курса доллара, то наши продажи рухнули бы более чем в два раза. Сейчас вопрос стоит не об уровне прибыльности бизнеса, а о сохранении его.

Отказались ли от сотрудничества с какими-то торговыми сетями?

Да, мы сейчас ведем переговоры о прекращении работы с отдельными сетями. Не хотелось бы называть эти компании. Принималось во внимание, как сеть рассчитывается по своим обязательствам перед нами, есть ли у нее большие долговые обязательства, каковы отношения с менеджментом. Мы считаем, что у некоторых сетей в ближайшее время будут проблемы финансового характера, поэтому и хотим выйти из этих сетей.

Это локальные или национальные сети?

Такие примеры есть и среди локальных, и среди национальных сетей. Мы выходим из "слабых" сетей и будем акцентировать внимание на работе с "сильными".

Как себя чувствует сегмент private label с учетом роста потребления более дешевой продукции?

Продажи в сегменте private label увеличиваются и будут увеличиваться. Мы являемся лидером по объему производства private label по всем направлениям, по которым работаем. По сравнению с прошлым годом производство продукции для торговых сетей увеличилось на 20%.

Как изменились общие объемы производства на ваших предприятиях в Украине?

Производство брендовой продукции снизилось на 20%, private label — увеличилось на 20%. В количественном выражении объемы производства сохранились на уровне прошлого года.

У компании также имеются производственные мощности в России. Что сейчас происходит на российском рынке?

Мы являемся соучредителями российского предприятия. Завод расположен в Белгороде. Потребности российского рынка в основном покрываются за счет локального производства. Из Украины продукция в Россию не экспортируется. Мы стараемся не политизировать бизнес-процессы.

В какие страны экспортируется продукция с украинских заводов?

Украинская продукция экспортируется в Молдову, Беларусь, Казахстан, Грузию, Армению, Азербайджан. Ситуация непростая по многим направлениям. На данный момент казахский рынок относительно стабилен, но есть опасения по поводу возможной девальвации национальной валюты. В Молдове национальная валюта девальвирует. А в Беларуси из-за искусственных ограничений правительства усложнен импорт товаров. Тихую гавань для бизнеса в СНГ в ближайшие несколько лет найти очень сложно.

Намерены ли увеличивать объемы экспорта?

Однозначно. Экспортные поставки нам частично компенсируют потери, которые мы получаем из-за девальвации гривни. В мире меняется отношение к продукции made in Ukraine в положительную сторону. За год экспорт увеличился на 25%. Прирост показали рынки Грузии и Азербайджана.

Компания уже представлена на европейском рынке. Есть ли перспективы роста отгрузок?

Увеличение поставок в ЕС — наш приоритет. Мы намерены увеличить свое присутствие в странах Балтии, Болгарии, на Балканах. Украинская продукция становится более привлекательной с точки зрения цены. Мы активно принимает участие в разного рода выставках, встречаемся с потенциальными европейскими партнерами. В наших планах — увеличение экспорта в ЕС в два-три раза. Мы намерены наращивать продажи как под нашими брендами, так и под private label. Мы является членом Европейской ассоциации производителей private label. Если раньше сдерживающим фактором развития экспорта в ЕС была цена и имидж страны-производителя, то сейчас оба этих фактора стали более привлекательными.

Будете ли разрабатывать специальные торговые марки для европейского рынка? Ведь, к примеру, ТМ "Фрекен Бок" европейцу не очень понятна.

Однозначно, бренд "Фрекен Бок" более понятен на рынках СНГ. Однако в нашем портфеле есть бренды, которые понятны европейскому потребителю, к примеру Vortex или Smile.

Как повлияли на работу компании события в Крыму, на Донбассе? Поставляете ли продукцию в эти регионы?

До последнего времени мы осуществляли поставки в Крым с материковой Украины. Сейчас рассматриваем дальнейшие поставки с точки зрения украинского и российского законодательства. Возможно, поставки будут осуществляться с российского завода.

Что касается Донбасса, то отгрузки продолжаются. Наша продукция, в первую очередь средства гигиены, очень нужны. У нас есть поставщики, которые работают на Донбассе. Объемы отгрузок на Донбасс упали в два раза, но продажи осуществляются.

В чем залог успеха? Как компании удается выживать в столь сложных условиях?

Во-первых, мы максимально оптимизируем расходы, отказываемся от задвоенных процессов. Во-вторых, мы прекращаем сотрудничество с ненадежными торговыми сетями и меняем условия работы с оставшимися. К примеру, если раньше обязательным был месячный запас товара на складах, то сейчас это две недели. В-третьих, мы сохранили товарные кредиты от иностранных поставщиков, которые продолжают нам доверять и, соответственно, кредитовать. В-четвертых, пересматриваем текущий ассортимент. И, наконец, в-пятых, следует признать, что нам приходится оптимизировать расходы, в том числе за счет персонала. Кроме того, мы растем за счет слабых игроков, так как не все выдерживают столь быстро меняющиеся условия для ведения бизнеса.

Андрей, вы совместно с партнером по бизнесу Владиславом Гуристримбой пару лет назад начали развивать в Украине сеть ресторанов Vapiano. Не отказались ли от развития проекта?

Нет, мы решили продолжать развитие, не замораживать проект. Время очень сложное, но мы уже инвестировали половину и решили довести дело до конца. Мы уже открыли два ресторана — в Киеве и во Львове. В планах — открыть 5-7 ресторанов в ближайшие несколько лет. В приоритете — Одесса, Днепропетровск, Харьков. Но учитывая текущие реалии, сроки открытия новых ресторанов мы сместили до стабилизации ситуации в экономике. На сегодняшний день мы сконцентрированы на усовершенствовании менеджмента уже существующих ресторанов.

Многие экономисты говорили, что экономика Украины просто не выживет при курсе доллара выше 12-15 грн за доллар. Сейчас мы уже перешагнули отметку в 30 грн. Как вы оцениваете общее состояние экономики Украины с точки зрения бизнеса?

В экономике сейчас наблюдается шок, дальше будет эффект домино. Мне трудно спрогнозировать, что будет дальше, если курс не снизится и правительство не стабилизирует ситуацию.

Экономика Украины работает лишь по инерции. Потребители отказываются от покупок, сети не расплачиваются с поставщиками и банками, производители вынуждены сокращать объемы производства и сокращать персонал и т.д. Импорт просто умирает, а значит не будет поступлений от таможенных пошлин в бюджет. Бизнес просто не сможет по такому курсу обслуживать валютные кредиты, а взять в Украине деньги практически нереально. Идут процессы развала экономики. Они не видимы глазу, но они есть.

Можно ли остановить этот процесс, или же мы прошли "точку невозврата"?

Можно. Но нужно в первую очередь стабилизировать курс и вернуться к уровню порядка 15 грн за доллар. В противном случае ситуация будет катастрофична.

О каких вообще инвестициях в страну может быть речь при такой экономической нестабильности? Кто будет открывать в Украине новые производства при отсутствии кредитования? Сейчас, мне кажется, в Украину могут инвестировать либо спекулянты, либо стратеги, которые смотрят на годы вперед. Что нужно для увеличения инвестиционной привлекательности? Мир, разумный курс гривни (не выше 15 грн), юридические гарантии сохранности частной собственности для инвесторов, налоговые стимулы, упрощение бюрократических моментов и кредитования, устранение коррупции.

Справка:

Корпорация "Биосфера" — крупный производитель и дистрибьютор товаров хозяйственного и гигиенического назначения. Центральный офис корпорации находится в Днепропетровске, филиалы — в Киеве, Харькове. Корпорация "Биосфера" имеет четыре собственных производственно-логистических предприятия в Украине. В Украине это "Биосфера-Комплекс " в г. Днепропетровске и производственно-логистический центр "Термопласт" в г. Летичев (Хмельницкая обл.). В России предприятие расположено в г. Белгород.

Наиболее известные торговые марки — "Фрекен БОК", "Бонус", Vortex, Clean for Speed, Smile, "ФрешБЕРИ", Natura Vita, Superfresh, Novita, Lady Cotton, PROservice, Selpak, Solo, Ipek.