Опубликовано

Гендиректор МETRO Украина: "Украинцы стали откладывать необязательные покупки на потом"

Мартин Шумахер присоединился к команде МЕТРО Кэш энд Керри Украина в июле 2013 года, заняв должность директора по реструктуризации /коммерческого директора сети. До этого он работал в международной консалтинговой компании AlixPartners (США), специализирующейся на оптимизации и реструктуризации крупных компаний, - пишет ЛігаБізнесІнформ.

В декабре прошлого года Мартин Шумахер возглавил  METRO Cash & Carry Украина. В своем первом интервью на новой должности он рассказал о том, как сеть работает после аннексии Крыма и начала войны на Востоке, зачем ритейлер экспериментирует с новыми форматами и что будет с украинским ритейлом в ближайшие годы.

- Мартин, скажите, какое первое впечатление о работе в Украине, ведь украинский рынок довольно сильно политизирован?

- До того как я приехал в Украину в июле 2013 года, я более 25 лет работал в сфере торговли и FMCG в крупных компаниях в США и странах Западной Европы. Там уже давно разработаны и внедрены в жизнь механизмы, которые препятствуют влиянию политики на бизнес и бизнеса на политику.

Украина только начинает свой путь к действительно свободному рынку, и законодательство страны еще содержит множество пробелов, создающих препятствия для открытого и прозрачного ведения бизнеса. Я очень надеюсь на то, что нужные изменения будут приняты уже в скором времени.

- О каких барьерах говорите?

- Например, введение пошлины на импортные товары, что определенным образом повлияло на изменение объемов продаж зарубежной продукции по отношению к украинской. С 2015 годом компания связывает надежды на реализацию реформ, направленных на улучшение инвестиционного климата и создание прозрачных условий ведения бизнеса в стране.

- С какими результатами завершили прошлый год?

- Наш объем продаж в прошлом финансовом году составил 531 млн евро. На общий объем продаж негативно повлияла потеря магазинов в Крыму и замораживание нашего бизнеса в Восточной Украине. В 2015 году мы наблюдаем увеличение объемов продаж в наших торговых центрах в сравнении с предыдущим годом, частично объясняющееся высоким уровнем инфляции, но также и теми инновациями, которые мы воплощаем в жизнь.

- В последние полтора года наблюдается отток покупателей из-за кризиса и снижения покупательной способности населения. В вашей сети это ощутимо?

- На данный момент мы наблюдаем тенденцию к тому, что украинцы стали более тщательно подходить к совершению покупок. По данным исследований GfK Ukraine, в частности, остался на прежнем уровне спрос на товары повседневного потребления, а продажи в премиум-сегменте снизились на 15-20%. Украинские покупатели стали больше экономить и откладывать необязательные покупки на потом. Оттока покупателей из нашей сети мы не наблюдаем.

- Украинцы одно время массово бойкотировали товары российского производства. Изменялся ли в этой связи ассортимент сети?

- По поводу товаров российского происхождения могу сказать следующее: мы всегда прислушиваемся к потребностям наших клиентов. Мы предоставляем исчерпывающую информацию о стране происхождения любого товара. В конечном итоге выбор всегда остается за покупателем. Однако в данный период времени компания тщательно работает над пересмотром ассортимента в сторону качественных украинских товаров.

- Девальвация гривни и импортная пошлина сильно повлияли на работу? Какова доля импорта в структуре продаж сейчас?

- В вопросах ассортимента мы ориентируемся на изменения в предпочтениях клиентов. Сейчас мы продолжаем расширение ассортимента товаров под собственными торговыми марками и наименований товаров собственного импорта в нижнем и среднем ценовом сегменте.

По итогам 2014 года в ассортименте собственных торговых марок METRO в Украине насчитывалось около 4700 товарных позиций, а доля private label в общем объеме продаж составила 11,2%. В нашей сети доля собственного импорта отличается в зависимости от товарной категории. В непродовольственной группе товаров доля такого импорта значительно выше, чем в продовольственной. В общем объеме продаж доля собственного импорта составляет около 5%.

- Как решаете проблему с валютой с иностранными поставщиками? Какой курс доллара закладываете при импорте товаров?

- Наша сеть пользуется поддержкой материнской компании, в том числе в случае дефицита наличной валюты. Также мы договариваемся с нашими поставщиками о более простых и эффективных условиях сотрудничества. METRO - крупная международная сеть с репутацией надежного партнера, что помогает нам в достижении компромисса с поставщиками. В 2015 году мы планируем усилить сотрудничество с поставщиками товаров, изготовленных в Украине, чтобы повысить количество украинских товаров в ассортименте METRO.

- Вы экспериментируете с новыми форматами. Почему было принято решение открывать METRO Шафа, ведь продажи одежды и обуви в Украине сокращаются? Какой потенциал данного направления?

- Сейчас, с развитием интернета, наши клиенты стали более информированными и требовательными, чем ранее. Поэтому мы решили обновить зону непродовольственных товаров и разработали концепцию "магазинов в магазине". Мы объединили товары в несколько категорий и открыли новые концептуальные "магазины в магазине" в торговых центрах METRO.

- Расскажите о планах по развитию METRO Шафа: в каких магазинах их целесообразно открывать и почему? Какова сумма инвестиций и срок окупаемости?

- Мы считаем, что потенциал у данного направления очень высокий, так как количество магазинов качественной и недорогой одежды в Украине, особенно в регионах, еще небольшое. До конца 2015- го планируем  инвестировать более 1 млн евро и открыть магазины METRO Шафа во всех наших торговых центрах в Украине.

Но этими инвестициями наши планы по развитию центров оптовой торговли METRO не ограничиваются. Например, в начале июня мы планируем открыть абсолютно новый винный отдел в торговом центре METRO на Позняках.

Мы верим в то, что онлайн-продажи продуктов обладают огромным потенциалом, в том числе и в Украине.

- Около пяти лет назад компания открыла в Украине первую METRO Базу, но этот проект не получил значительного развития. Почему?

- На данный момент классические (большие по формату) торговые центры METRO присутствуют практически во всех крупных городах Украины. В январе 2015 года мы открыли обновленный центр оптовой торговли METRO База в Кременчуге в реконструированном помещении по новому адресу, а в мае этого года мы представим новую концепцию торговых центров во всех четырех METRO Базах, работающих в Украине. По результатам внедрения пилотного проекта обновленных METRO Баз мы будем принимать решение о возможном открытии новых.

- Планируете ли дальше менять формат METRO в Украине? Каким образом?

- Мы ориентируемся на своих клиентов, занимая особенную нишу - wholesale, и отмечаем постоянный рост доли современной торговли в общем объеме торговли в Украине. Одним из направлений, подающим огромные надежды в Украине, являются продажи через интернет. Мы верим в то, что онлайн-продажи продуктов обладают огромным потенциалом, в том числе и в Украине, и METRO планирует развиваться в этом направлении.

- Какова сумма инвестиций в развитие в прошлом году и планы на 2015-й?

- Наша компания уже инвестировала в украинскую экономику более 550 млн евро, из них более 5 млн евро - в 2014 году. Планируем продолжать в том же духе и в нынешнем. Мы начали новый этап развития компании и направляем дополнительные инвестиции в модернизацию наших торговых центров и METRO Баз.

- На рынке ритейла неоднократно ходили слухи о том, что METRO намерено закрывать или продавать свой бизнес в Украине. В качестве наиболее вероятного покупателя даже называли французскую группу Ашан. Насколько эти слухи соответствуют действительности?

- Мы третий по величине продовольственный торговый оператор в Украине, и компания намерена дальше укреплять эту позицию, продолжая операционную деятельность в Украине. События в стране повлияли на нашу компанию: мы были вынуждены отказаться от ведения бизнеса в Крыму и фактически заморозили работу магазинов на востоке Украины. Тем не менее, как крупнейший немецкий инвестор в экономику Украины, компания не стала отказываться от дальнейшего развития. Наоборот, мы усилили инвестиции в модернизацию магазинов.

- Во сколько оцениваете ущерб от потери Крыма и закрытия магазинов в Донбассе?

- В Крыму, Луганской и Донецкой областях работали 7 из 33 торговых центров METRO в Украине. На данный момент два торговых центра в Крыму продолжают работу в рамках отдельно созданного нейтрального юридического лица, оставаясь собственностью METRO Group. Два магазина (возле донецкого аэропорта и в Луганске) были разграблены, работу еще двух - в Донецке и Макеевке - пришлось приостановить, поскольку мы не можем гарантировать безопасность сотрудников и клиентов. Наш торговый центр в Мариуполе продолжает работу в нормальном режиме, и мы вкладываем инвестиции в его развитие наравне с другими магазинами в Украине.

Приблизительная сумма убытков, которые компания понесла в товарном эквиваленте, составляет около 1 млн евро. Также были повреждены коммуникации и сами здания, соответственно, оценить затраты по ремонту пока не представляется возможным. 

- Как вы оцениваете перспективы украинского рынка ритейла в ближайшие 3-5 лет? Насколько вероятно укрупнение рынка ритейла и уход небольших игроков?

- События последнего года в Украине раскрыли огромный потенциал украинского народа, его позитивную энергию, стремление к позитивным переменам. Яркий пример - волонтерство простых украинцев. Относительно прогнозов, то слишком многое зависит от дальнейшего развития политической и экономической ситуации в Украине и создания благоприятных условий для работы бизнеса и привлечения инвестиций в национальную экономику.

Очевидной тенденцией является то, что современные форматы торговли занимают все больше и больше места на рынке. Но при этом они все еще не пользуются полным доверием покупателя. К примеру, многие украинцы до сих пор считают, что овощи и фрукты, купленные на рынке, лучше магазинных. Другая проблема, которая, как по мне, является больше вызовом, нежели преградой - это все более и более требовательный покупатель. Клиенту теперь мало найти необходимый товар в магазине, он еще хочет получить и достойное обслуживание - и это отлично!