Опубликовано

Российский рынок электроники и бытовой техники сократится на четверть

Ажиотажный декабрьский спрос на российском рынке бытовой техники и электроники сменился низкой динамикой в первом квартале нынешнего года - продажи упали на 16,4% в рублях и почти на 50% - в штуках. Кроме того, по итогам года результаты окажутся еще ниже: в денежном выражении продажи техники рухнут на 22%, а в натуральном - сразу на 24,3%. Такой прогноз дали исследователи GfK. "Если бы два года назад нам сказали, что на рынке обороты продаж так упадут - не все бы поверили. Первый квартал показал отрицательную динамику продаж по всем видам техники, кроме сегмента телекоммуникаций. Основная причина - рост цен", - отмечает Наталья Моржова, заместитель руководителя департамента мониторинга розничной торговли GFK.

В первом квартале заметно сократились продажи телевизоров и фототехники - в рублях 31,6% (55,5% в штуках) и 30% (54,3%) соответственно. Крупную бытовую технику покупали активнее - продажи в штуках снизились на 42,8%, в рублях - на 12,6%. Позитивную динамику по обороту в рублях показал сегмент телекоммуникаций: покупатели охотно брали мобильные телефоны и смартфоны, за счет чего выручка ретейлеров увеличилась на 4,4%. При этом в штуках и в этом сегменте продажи упали на 31,9% - пишет Российская газета

По словам Натальи Моржовой, падение продаж связано со стремительным ростом цен и неготовностью покупателей принять новый ценник на бытовые товары. Изменение средней цены покупки на все товары бытовой техники составило 13% к первому кварталу прошлого года. До 37% взлетела цена на крупную бытовую технику, что и доказывает низкую покупательскую активность в этом сегменте. Впрочем, рост цен был и в разделе телекоммуникаций - 20,6%, где продажи были увеличены. При этом покупатель не спешил приобретать телевизоры и фототехнику, где цены по сравнению с прошлым годом упали на 0,4%.

"Если сравнить продуктовый рынок и бытовой техники и электроники, то на первом 36% россиян были готовы к росту цен примерно на треть, тогда как только 20% граждан думали, что взлетят цены на технику. Таким образом, произошло несовпадение ожиданий покупателей. Товары с ожидаемо высокими ценами по-прежнему скупают, там падение продаж значительно меньше. Помимо этого у нас меняется количественный и качественный состав розничной торговли. Это изменение началось еще в прошлом году, сегодня торговых точек стало на 5% меньше. Качественные изменения происходят внутри каналов дистрибьюции, то есть магазины бытовой техники и электроники стремительно становятся мультиформатными. Уже заметно, как уменьшается количество специализированных торговых точек", - отмечает Наталья Моржова. Она добавила, что торговым точкам с аудио- и видеотехникой либо с крупной бытовой техникой выжить с их одноформатностью будет очень сложно.

Ретейлеры должны оптимизировать свой ассортимент, считает Наталья Моржова: "Сегодня во многих магазинах бытовой техники и электроники появляются дрели, пилы, лобзики, что не совсем понятно, эти товары совершенно для другой аудитории. Но сети стараются выкручиваться за счет нового и нестандартного ассортимента".

Кроме того, для повышения спроса на рынке важно не забывать о "фишках" для клиентов. "В первом квартале оборот продаж капсульных кофемашин вырос на 63% по сравнению с прошлым годом. Это были месяцы промоакций: за покупку техники на определенную сумму дарят кофемашину. При этом в следующий месяц, после окончания акции, рынок вернулся в свое прежнее состояние - ниже среднего. Нужно быть аккуратным, так как у покупателей создается стереотип, что они могут получить какой-то товар бесплатно, так подобная ценовая волна убила рынок микроволновок - у покупателей мнение, что это дешевый товар не первой необходимости", - рассказала Наталья Моржова. Промоакции могут принести как прибыль, так и наоборот, чтобы не вдаваться в крайности, желательно выбирать схему: покупаешь товар, второй со скидкой.

Специалисты компании "М.Видео" не верят в стимулирование продаж акциями и скидками для клиентов. "Сколько мы ни пробовали, никакие скидки на вторую покупку не работают. Покупателю нужна халява", - считает представитель компании Антон Пантелеев. Он добавил, что за первый квартал продажи сети в целом остались на уровне прошлого года и составили 47 млрд рублей, при этом компания не собирается переориентироваться на новый ассортимент и для себя выбрала стратегию продвигать существующие товары и улучшать сервис. "Доля продаж немного подрастает по всем товарным категориям. Что касается диверсификации, мы остаемся специалистами и не собираемся развивать другие категории товаров. Если же на полки и добавляем что-то новое, то исключительно соответствующее рынку бытовой техники", - отмечает Антон Пантелеев.

Сеть "Эльдорадо", напротив, намерена к концу года перейти на мультиформатную торговлю. Продажи этой сети в первом квартале сократились на 11,4%, составив 25 млрд рублей. По словам Павла Новака, вице-президента по операционной деятельности "Эльдорадо", компания планирует по итогам года сохранить продажи на уровне прошлого года, а по некоторым категориям даже показать рост. "Итоги первого квартала гораздо выше пессимистичных прогнозов в целом по отрасли. С учетом всех процессов, которые сейчас происходят на рынке, динамика развития бизнеса не будет снижена за счет активной экспансии в регионы. Компания стремится развивать новые направления деятельности, такие как товары для детей и мам или для сада и ремонта. Сейчас нужно ориентироваться на все виды товаров и не пренебрегать какими-то категориями", - говорит Павел Новак.