Опубликовано

Все больше киевлян строго планируют свой бюджет на продукты

Киевляне стали меньше посещать магазины для того, чтобы сделать большую закупку продуктов впрок (раз в месяц или реже). За последний год акцент сместился больше на покупки по ежедневным потребностям или для приготовления еды. При этом, по сравнению с прошлым годом, заметно вырос процент покупателей, совершающих срочные покупки – с 9% в 2014 году до 15% в 2015. Такие данные содержатся в исследовании динамики покупательского поведения Shopper Trends 2015, подготовленном компанией Nielsen Украина.

Одновременно изменился и стиль совершения покупки – значительно больше людей в Киеве, чем в прошлом году, заявляют что «бюджет на продукты строго распланирован», «я жестко придерживаюсь плана покупок» и что «есть смысл изучать скидочные купоны и листовки с промо» - можно сказать, что покупатель стал более прагматичным и рациональным. 

Как покупатель реагирует на рост цен?

Почти все опрошенные в Киеве отмечают рост цен на продукты, при этом 57% покупателей утверждают, что знают цены на все или большинство товаров; 37% не знают цен на все товары, но замечают изменение цен. Основная реакция жителей Киева на рост цен – покупать только самые необходимые продукты (31%), покупать меньше (30%) и брать товары со скидкой (18%). В целом, из промо акций в магазинах киевские покупатели предпочитают скидку «здесь и сейчас» - 44%, «дополнительный продукт бесплатно» - 36% и только потом готовы собирать баллы и накапливать бонусы. 

Как изменились средние расходы на продукты питания и товары повседневного спроса?

Несмотря на то, что многие покупатели утверждают, что стали покупать меньше, средние расходы на продукты питания и товары повседневного спроса выросли на 3%, при этом расходы на свежие продукты (мясо, рыбу, овощи и фрукты) сократились на 26%. Средний чек также увеличился по многим видам покупки. 

В 2015 году несколько поменялась структура потребления. Так, в 2015 году расходы на свежие продукты (овощи, фрукты, мясо и рыбу) составили 35% от всех расходов на продукты питания и товары повседневного спроса, тогда как еще в 2014 году данный показатель составлял 45%. После того как цены выросли, киевляне в первую очередь отказались от рыбы, мяса, овощей и фруктов. 

Где совершаются покупки?

Исследование показало, что в 2015 году киевляне стали меньше тратить денег в супермаркетах и гипермаркетах, и часть покупателей переключилась на другие каналы, такие как дискаунтеры и минимаркеты. Так, жители Киева все чаще посещают магазины-дискаунтеры (в 2014 году - 4 раза, 2015 году – 7 раз в месяц), также стали чаще ходить и в супермаркеты (в 2014 году – 14 раз, 2015 году – 16 раз в месяц), при этом незначительно сократив частоту походов в гипермаркеты (2014 год – 4 раза, 2015 года – 3,5 раза в месяц). 

По результатам исследования, все больше киевлян используют онлайн каналкаждый десятый опрошенный заявил, что посещал сайт торговых сетей за последний месяц (из них 55% - для того, чтобы проверить наличие специальных предложений от ритейлера). 

По данным Shopper Trends 2015 в Киеве можно проследить интересную закономерность – в 2015 году меньше жителей Киева стали покупать органические продукты, а также сумки из вторсырья (так называемые, эко-сумки) – только 1% опрошенных выразили готовность платить больше за экологически чистые продукты питания. 

Справка:

Исследование Shopper Trends проводится компанией Nielsen один раз в год в более чем 50 странах мира, включая Украину. Метод исследования – случайная маршрутная выборка в виде персональных интервью с респондентами на дому. Продолжительность интервью 60-70 минут. В Украине исследование проводится ежегодно в феврале-марте, начиная с 2006 года, и охватывает 3 ключевых города – Киев, Днепропетровск, Одессу. Целевая аудитория исследования - современные покупатели (совершали покупки в современных каналах торговли хотя бы один раз за последние 4 недели): мужчины и женщины в возрасте 15-65 лет, ответственные за покупку продуктов питания и товаров повседневного спроса в семье или же активно принимающие решение о покупке. Объем выборки: Киев (n=1000), Днепропетровск (n=500), Одесса (n=500).

The Nielsen Company – мировой лидер рынка маркетинговых исследований (согласно AMA Global Top 25 report, август 2014). Компания была основана в 1923 в Чикаго, сейчас она предоставляет свои услуги тысячам производителей потребительских продуктов, розничным сетям, а так же другим клиентам в 106 странах мира. Компания помогает своим клиентам понять и использовать особенности потребительского спроса для оптимизации ассортимента, ценообразования и запуска инновационных продуктов.

В Украине Nielsen присутствует с 1995 года, и на данный момент в компании работает больше 500 человек. Nielsen использует единую методологию сбора данных по всему миру, что позволяет сравнивать и сопоставлять информацию о рынках в Украине с прочими странами.