Опубликовано

Темпы развития украинского ритейла в первой половине 2015 г. упали

В первом полугодии продовольственные ритейлеры открыли в полтора раза меньше магазинов, чем в январе-июне 2014-го. Что мешает развитию?

За первые шесть месяцев в Украине открылось 140 продовольственных сетевых магазинов, тогда как за аналогичный период прошлого года - 211, такие данные предоставила исследовательская компания GT Partners. "Это самый худший результат за последние пять лет", - признает директор компании Игорь Гугля.

Изменились и лидеры по темпам развития. В этом году рейтинг возглавила компания Fozzy Group, у которой появилось 15 новых магазинов у дома Фора и пять супермаркетов Сильпо. Ритейлер стал единственным из крупных игроков, кто открыл больше магазинов, чем в первой половине 2014-го (11) - пишет ЛIГАБiзнесIнформ

Все остальные сети выбрали иную стратегию. Например, лидер прошлогоднего рейтинга - корпорация АТБ за шесть месяцев этого года открыла 10 магазинов, тогда как за первое полугодие прошлого года - 50. В этом году в рейтинг пяти самых динамично развивающихся сетей не попала днепропетровская сеть Varus, а ее место занял львовский конкурент Близенько.

Фото: ЛигаБизнесИнформ

Источникисследовательская компания GT Partners Ukraine

Возможные потери

Ритейлеры приостановили развитие по нескольким причинам. В условиях войны думать о развитии не приходится, признает Игорь Гугля. "Существует вероятность, что зона проведения антитеррористической операции будет расширена. Мы надеемся, что это не произойдет, но в текущей ситуации инвестировать в открытие новых магазинов - глупо", - отмечает директор по маркетингу крупной продовольственной сети, пожелавший остаться неназванным. Управляющий партнер консалтинговой компании Retainet Александр Ланецкий говорит, что в открытие одного магазина у дома в среднем нужно вложить около 1 млн грн, а в супермаркет - не менее 8 млн грн.

Уровень жизни населения падает, поэтому многие покупатели переориентируются на продукцию эконом-класса, поясняет начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации АТБ Анна Личман. "В целом по рынку количество проданных товаров сокращается", - замечает она. Совладелец сети супермаркетов Фуршет Игорь Баленко подтвердил, что за пять месяцев этого года объем проданных товаров в количественном выражении сократился на 9%. "Впрочем, в денежном выражении есть рост - за этот же период оборот увеличился на 17%", - заметил он. По данным Государственной службы статистики, реальная заработная плата украинцев в мае 2015-го сократилась на 27,6% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года.

У сетей нет денег для развития, уверяет совладелец сетей Таврия-В и Космос Борис Музалев. "Взять кредит сейчас практически нереально", - добавляет он. Собственных средств у сетей нет. Директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко замечает, что у большой части ритейлеров наблюдаются проблемы с оплатой за поставленный товар. "В этом случае поставщики приостанавливают отгрузки, а в магазинах появляются пустые полки", - рассказывает он.

Нестабильность курса привела к увеличению затрат на открытие магазина, где большая часть зависит от курса: ремонт или строительство, оборудование требуют значительно больше инвестиций, чем в докризисный период, добавляет директор департамента маркетинга сети Varus Екатерина Огуряева. "Ряд крупных операторов понесли значительные потери от войны в Донбассе", - замечает она. Как ранее писала ЛІГАБізнесІнформ, практически все украинские ритейлеры вынуждены были отказаться от своего бизнеса на территориях самопровозглашенных ДНР и ЛНР. Только корпорация АТБ оценила свои убытки в 7 млрд грн.

Небольшие форматы

В первом полугодии ритейлеры в основном открывали магазины небольших форматов. Игорь Гугля говорит, что 74% всех новых объектов - это магазины у дома, тогда как за аналогичный период прошлого года их доля составила 49%. "Сейчас многие потребители отказываются ездить за покупками в магазин: экономят на топливе", - поясняет причину развития именно этого формата Борис Музалев. Его слова подтверждает и исследование, проведенное компанией Nielsen Украина. По их данным, киевляне стали реже посещать магазины, чтобы закупить продукты впрок. В то же время потребители стали делать больше срочных покупок: их доля выросла с 9% в 2014 году до 15% в 2015-м.

По итогам года сети откроют меньше магазинов, чем в 2014-м, полагает Игорь Гугля. Перспектив для активного развития рынка пока нет, что связано с нерадужными прогнозами на этот год. По прогнозам Нацбанка, в 2015-м ВВП Украины упадет на 9,5%, а инфляция составит 48%. Это заставит украинцев еще больше экономить.