Почему ритейлеры не спешат развивать сети в Харькове
Продовольственные и непродовольственные ритейлы довольны бизнесом в Харькове. «Семь лет назад мы открыли в областном центре магазин Tommy Hilfiger и продавали джинсы по $100, тогда как подделка на базаре стоила $20. Но люди приходили и покупали у нас», – замечаетдиректор по развитию бизнеса компании MD Group (управляет сетью) Марина Набока. Она добавляет, что Харьков входит в тройку самых успешных для компании регионов - пишет abcnews.com.ua
Однако развиваться ритейлеры, а также крупные национальные ресторанные сети в городе не спешат. В официальных комментариях говорят о сложностях на рынке. Но в неформальных разговорах подтверждают, что попросту опасаются. «Харьков граничит с Россией и бандитскими самопровозглашенными республиками. Мы надеемся, что город выстоит, но пока решили заморозить развитие в этом регионе», – говорит директор крупной розничной сети, пожелавший остаться неназванным. Кроме того, через Харьков всегда проходили потоки контрабанды конкуренцию с которой не каждая маржа выдержит.
Крупнейшие игроки
В начале лета в Харькове работало около одной тысячи заведений общественного питания, рассказывает генеральный директор компании «Ресторанный консалтинг» Ольга Насонова. «За полгода в областном центре число ресторанов увеличилось примерно на 10-15%», – говорит она. Как правило, в городе открываются единичные отдельностоящие заведения местных бизнесменов.
В начале лета в Харькове работало около одной тысячи заведений общественного питанияОдними из самых крупных харьковских рестораторов считаютсяОксана и Тарас Середюк, которые развивают в городе сети Mafia и «Якитория». С начала 2015 года средний чек в ресторанах сети вырос на 20-25%, замечает генеральный директор сетей Дмитрий Котыхин. «Но надо понимать, что это рост исключительно в гривнах. Если конвертировать в доллары, то мы увидим весьма ощутимое падение», – заметил он. Дмитрий Котыхин также добавил, что своих гостей сохранили только крупные операторы рынка, которые могут предложить за небольшие деньги качественный продукт. Они даже смогли незначительно увеличить посещаемость.Коммерческий директор сети «Мировая карта» (Buddha-bar, «Маракеш», «Разгуляево», Tequila House, «Сушия» и пр.) Виталий Шадчнев говорит, что в городе работает три ресторана «Сушия». «Они показывают отменные результаты работы, поскольку Харьков – это студенческий город и формат «Сушия» востребован», – заметил он.
На рынке непродовольственного ритейла представлено свыше 100 сетевых магазиновНа рынке непродовольственного ритейла представлено свыше 100 сетевых магазинов. «Наиболее активными арендаторами выступают локальные компании. Так, в первой половине года открыли свои магазины бренды «Видиван», Nenka, Bembi, обувные магазины Antonio Biaggi и Basic, мультибрендовые Sellin и Sportugalia», – рассказывает руководитель отдела торговых площадей компании JLL в Украине Анна Чуботина.
Серьезным игроком на рынке непродовольственной розницы является крупнейший в Украине рынок «Барабашова» (контролирует нардеп Александр Фельдман). Не каждый оператор может себе позволить конкурировать по ценам с этой площадке. Кроме того, в городе достаточно широко представлены магазины second hand, которые вполне успешно работали даже в тучные докризисные годы. Именно эти два фактора сдерживают планы многих игроков по освоению Харькова.
Местные лидеры
На рынке продовольственного ритейла также сильны позиции местных игроков. Например, крупная местная сеть супермаркетов «Класс», которая насчитывает 10 торговых точек, принадлежит харьковсому бизнесмену Александру Лобановскому. Компания заявляла о возможном расширении, но, по словам одного из руководителей коммерческого отдела сети«Класс», Роберта Акопяна, пока эти планы отложили. «Сейчас не самое подходящее время— кризис», — пояснил он.
Конечным бенефициаром сети «Рост», по данным Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц-предпринимателей, является Юрий Нарожный, «Дигма» –Алексей Еськов. Сеть супермаркетов «Посад» подконтрольна Владимиру, Константину, Анне и Татьяне Резниковым.
Есть еще сеть супермаркетов «Восторг». Раньше она контролировалась теперешним министром МВДАрсеном Аваковым. Но он заверил корреспондента ABCnews, что продал сеть перед вступлением в должность. По данным Единого реестра, теперь ООО «Восторг» контролирует компании «Сан дженерейшн лимитед» из Лондона и «Сандалора холдингз ЛТД», которая зарегестрирована в Никосии (Кипр).
«В первой половине года по одному магазину открыли «Дигма», «Брусничка», SPAR и «Караван», – замечает Игорь Гугля.
Начальник отдела по связям с общественностью и прессой корпорации «АТБ» Анна Личман рассказывает, что магазины в регионе показывают стабильно высокие результаты продаж: но рост товарооборота связан в том числе и с инфляцией. Магазины могут демонстрировать увеличение оборотов в денежном выражении и снижение количественного объема продажи товаров. Особенно высокие продажи у магазинов, расположенных в приграничных зонах, говорит Анна Личман. «Значительное число покупателей магазинов приграничной дислокации составляют жители неподконтрольных Украине населенных пунктов Донецкой и Луганской областей», – рассказала она.
Сети замерли
Если же говорить о перспективах рынка, то в Харькове они просто отличные, говорит Дмитрий Котыхин. В качестве аргумента он приводит мировую статистику по количеству ресторанов на душу населения. «В Париже, например, это один ресторан на 150 жителей, в Нью Йорке эта пропорция составляет 1 к 400, в Москве 1 к 3500. В Харькове же, наверное, будет 1 ресторан на 10 000 горожан, а может даже и больше. Так что совершено очевидно, что перспектива у рынка огромная», – заметил он. Дмитрий Котыхин добавил, что осенью этого года в городе откроется ресторан CASTA.
Рынок в Харькове насыщен средне – 128 современных продуктовых площадей на одну тысячу жителей. Остальные бизнесмены пока не делятся конкретными планами по развитию. Анна Личман говорит, что предприятие планирует продолжить развитие торговой сети в регионе. Место для развития у игроков есть. Игорь Гугля добавляет, что рынок в Харькове насыщен средне – 128 современных продуктовых площадей на одну тысячу жителей в 2014 году. Для сравнения: в Днепропетровске – 138 кв. м, а в Одессе – 174 кв. м на одну тысячу жителей.
Совладелец сети «Фокстрот.Техника для дома» Валерий Маковецкий замечает, что пока притормозил развитие. «За полгода продажи упали в среднем на 10% в гривне», – поясняет он стратегию ритейлера.
В неформальных разговорах ритейлеры добавляют, что заморозили свои планы по развитию не только из-за кризиса в стране, но и близости региона к линии разграничения с самопровозглашенными республиками. Кроме того, через Харьков проходят поставки «серого импорта», который реализуется как на рынках, а их в городе много, так и в магазинах. Это ужесточает конкуренцию. «До кризиса с этим можно было конкурировать за счет оборота. Сейчас покупательская способность упала, работать стало сложно», – замечает сотрудник национальной продовольственной сети, пожелавший сохранить анонимность.