Геннадий Вербиленко: "Государство – это большое предприятие, а бизнесмены – его клиенты"
Генеральный директор БТиЭ-ритейлера Comfy Геннадий Вербиленко рассказал в интервью для business.ua о философии бизнеса компании, росте онлайн продаж, сером импорте и плохом бизнес-климате.
Какую долю рынка ритейла вы занимаете?
По итогам 2014 года доля Comfy на рынке бытовой техники и электроники составляет около 30% среди трех крупнейших сетей в Украине.
При большой популярности торговых онлайн-площадок Rozetka.ua и Olx.ua - как вы планируете переманивать покупателей к своему онлайн-подразделению?
Мы за то, чтобы покупатель имел широкий выбор. У Comfy омниканальная модель продаж. Как мультиканальный ритейлер мы можем предложить больше, чем онлайн-площадка. Наши клиенты могут не только сделать покупку любым удобным способом, но также получить дополнительные сервисы, выбор программ кредитования, возможностей доставки, установки и настройки приобретенных товаров. Кроме того, мы постоянно предлагает своим клиентам привлекательные акции и специальные предложения как, например, "товар дня", персональные бонусы за покупки и пр.
В прошлом году мы впервые в Украине предложили покупателям сервис мгновенного PickUp при помощи которого можно выбрать товар онлайн, проверить его наличие в одном из 70-ти магазинов нашей сети и забрать, например, по пути с работы, в ближайшем магазине Comfy уже через полчаса после создания заказа. Этот сервис очень популярен среди наших покупателей, сегодня PickUp использует каждый третий клиент нашего интернет-магазина.
Мы сделали процесс покупки более простыми и удобными. За минувший год нам удалось увеличить долю онлайн продаж в три раза.
Как у вас налажена система логистики?
Функция логистики в Comfy находится на аутсорсинге — магистральной и клиентской доставкой занимается партнерская компания.
Кроме того, в прошлом году мы начали сотрудничество с "Новой почтой". Сегодня оператор осуществляет клиентскую доставку в более 500 городов Украины, благодаря чему, покупатели интернет-магазина comfy.ua могут получать свои заказы в тех населенных пунктах, где не представлены магазины нашей сети. Для нас это возможность расширения географии присутствия.
Как вы выбираете своих поставщиков?
В коммерческих закупках мы принципиально не работаем с поставщиками серого импорта. В магазинах Comfy продаются исключительно сертифицированные товары от официальных производителей. Мы провели переговоры с каждым нашим поставщиком, поставив условие: если они не будут завозить официальную технику, мы не поставим их товар на полку. Несмотря на сопротивление, объединившись с ключевыми игроками рынка бытовой техники и электроники, в течение двух лет мы планомерно вытесняли с рынка серых импортеров, и нам удалось изменить этот рынок.
Некоммерческие закупки в компании осуществляются путем проведения тендерного процесса. При этом, потенциальные поставщики имеют абсолютно равные возможности и шансы стать полноправным партнером компании. Мы готовы к выстраиванию долгосрочных взаимоотношений с поставщиками, если это обеспечивает повышение конкурентоспособности цен, качества и сроков доставки. Критерии выбора поставщика, кроме цены, включают качество, время и точность доставки, финансовые затраты и условия платежа, надежность поставщика, соответствие продукции экологическим требованиям.
Какие у вас требования к помещениям? Как вы принимаете решение относительно того, на какой торговой площади вы хотите разместить свой магазин?
Мы открываем магазины в тех местах, где можем получить лучшие условия. Наш главный интерес при выборе локации – удобство для клиента. И одним из определяющих критериев по площадке является существующий в месте локации трафик. Сегодня, приобретая товары в онлайн-магазине, большинство клиентов предпочитают забрать покупку самовывозом из ближайшего магазина, просто по пути с работы домой. И мы предоставляем им эту возможность и сервис.
Привлекаете ли вы кредитные средства для своего развития?
Нет, не привлекаем. Такая стратегия несет много рисков. Мы развиваемся за счет собственных средств.
Какие трудности вы испытываете в общении с государственными органами, прежде всего с Фискальной службой, и как вы их решаете?
В верхнем эшелоне ощущается желание слушать бизнес и что-то менять, но похоже, что машина слишком неповоротлива. Снизу на новых руководителей давит несуразных размеров старый чиновничий аппарат, интересы которого не совпадают с новым руководством, а сверху нерасторопность законодателей, связывающая руки новым управленцам в принятии радикальных решений, которые сейчас крайне необходимы.
Если говорить о Фискальной службе и Налоговом Кодексе, то, на мой взгляд, спасение только в безжалостном и радикальном упрощении и сокращении количества – не размера –налогов и аппарата, их администрирующего.
Многие экономисты не устают говорить о том, какой в Украине плохой бизнес-климат. Как можно было бы его улучшить - может, вы посоветуете какие-то конкретные шаги?
Во-первых, то, что бизнес-климат плохой – это правда. Чтобы ситуация изменилась к лучшему, государственному топ-менеджменту необходимо вести дела так, как будто государство – это большое предприятие, а бизнесмены и инвесторы – это его клиенты, которые наполняют налогами казну и за которых нужно бороться в конкурентной борьбе с другими предприятиями, странами. На самом деле инвестору нужно не много: защита собственности, простота и понятность налогового законодательства, и равные условия для всех участников рынка. Все остальное бизнесмены сделают сами.
Насколько вы довольны экономическими решениями нынешнего правительства? Что оно делает так и что оно делает не так?
Некорректно судить о правильности тех или иных шагов, не видя всего поля. Как в равной же степени, некорректно не информировать общество о понятных и измеримых целях, которые ставит, или должен ставить, перед собой топ-менеджмент страны. Где формализованный документ, в котором отражены амбициозные, но при этом достижимые целевые показатели экономического роста страны в перспективе, ну хотя бы на пять лет? На что мы ставим, какая стратегия позволит достичь таких результатов? Что нужно изменить в законодательстве, какие реформы провести и когда? Как в результате будут изменяться доходы и расходы бюджета? Кто и за что будет отвечать? Что будет по-настоящему мотивировать реформаторов? Без публичного ответа на эти вопросы, все правильные лозунги и даже локальные успехи в той или иной сфере, о которых бодро рапортуют чиновники уже на протяжении года, не дают и не дадут ощутимого эффекта.