Кто купил 5% холдинга «Кернел»?
Cascade Investment Fund сконцентрировал 5% (около 4 млн акций) крупнейшего украинского маслопереработчика – холдинга «Кернел» (7-е место в рейтинге Forbes 200 крупнейших компаний, выручка за 2013 год – 19 716 млн гривен; 2014-й – 28 237 млн гривен). Сообщение о превышении 5%-ного порога появилось на официальном сайте компании и на Варшавской фондовой бирже.
Новость могла бы пройти незамеченной – ведь ежедневно на бирже совершается множество сделок с ценными бумагами, а 5%-ный пакет «Кернела» аккумулировался не разово, а в течение длительного времени – если бы не одно недоразумение - пишет Форбс
Ряд СМИ назвали стороной сделки основателя Microsoft Билла Гейтса, которому принадлежит фонд с практически идентичным названием – Cascade Investment, LLC. Спустя несколько часов Kernel официально опроверг причастность структур основателя софтверного гиганта к инвестиции, уточнив, что Cascade Investment, LLC Гейтса и Cascade Investment Fund, несмотря на схожесть названий – разные формы собственности и разные организации. В информационные сообщения, успевшие появиться в СМИ, были внесены коррективы.
Forbes задался вопросом – кто же стоит за компанией, которая теперь является третьим по величине акционером «Кернела» после ING OFE (6,01%) и самого основателя холдинга Андрея Веревского (39,21% через Namsen LTD).
Как рассказали Forbes два инвестиционных банкира, основателем Cascade Investment Fund является народный депутат Виталий Хомутынник, бывший глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики. «Cascade – это инвестиционный бизнес Виталия Хомутынника, достаточно крупный по украинским меркам», – сказал один из собеседников Forbes. Объема фонда и наличия в нем других партнеров он не уточнил.
Косвенно причастность к Cascade Investment Fund подтверждает и официальная биография политика, в которой фигурируют предприятия с таким названием. В начале 1990-х Виталий Хомутынник, начав заниматься бизнесом, основал частное предприятие «Каскад». Позднее на его базе было создано ЗАО «Каскад», которое объединяет в себе предприятия различного профиля.
Основания для таких прогнозов есть – нынешний финансовый год, который истекает в июне, обещает для компании быть гораздо более удачным, чем предыдущий, в котором неблагоприятная ситуация на мировых рынках и низкий урожай подсолнечника в Украине были усугублены фактором конфликта на Донбассе. Некоторые кварталы у компании были особенно провальными (3-й 2014-го), потому что все игроки рынка исчерпали семена предыдущего урожая, а новый еще не был собран. Были серьезные провалы и в производстве.
«К следующему финансовому году «Кернел» учел риски предыдущих лет, и уже в прошлом финансовом году имел возможность загрузить свои мощности намного лучше. Помогла также девальвация гривны», – указывает Паращий. По его словам, ожидания у аналитиков, которые изучают эту компанию, намного лучшие, чем в прошлом году. «Возможно, именно из-за этих позитивных ожиданий некоторые фонды принимают решения увеличить свои инвестиции в эту акцию», – говорит он.
Делают ли «Кернел» менее привлекательным объектом для инвестирования негативные ценовые тенденции, которые сохраняются на большинство сырьевых товаров? Паращий уверен – в следующем году этот тренд точно может измениться. «Но если говорить о «Кернел», то сама компания не очень-то и зависит от цены на масло. Она зарабатывает фиксированную цену на тонне масла – если цена на мировых рынках на масло падает, в Украине падает цена на семена, которые также являются биржевым товаром. Эта разница между ценами относительно стабильна», – констатирует он.
«На трейдинг масла приходится лишь около половины выручки «Кернел». Остальную ее часть обеспечивают операции с зерном. Несмотря на то что рынок маслосемян считается рынком продавца, в отдельно взятых регионах «Кернел» может диктовать свои условия покупки за счет более мощного, чем у конкурентов, финансового ресурса, – подчеркивает Патиота. – Выручка «Кернел» лишь очень опосредованно зависит от мировых ценовых рынков, поскольку она работает со стабильной рентабельностью на тонне продукции».
Портфельщик, а не стратег
Cascade Investment Fund мог формировать 5%-ный пакет сколь угодно длительное время – по правилам ВФБ, компания и биржа должны отчитываться лишь о превышении 5%-ного порога. «На прошлой неделе [7 октября] направление инвестиционного банкинга польского банка Pekao (Pekao Investment Banking) в своем отчете дало рекомендацию покупать акции Kernel. Судя по тому, что акции Kernel торговались особенно активно на протяжении последней недели, вполне вероятно, что значительную часть пакета фонд докупил именно в этот период», – считает Андрей Патиота, старший аналитик ИГ «АРТ Капитал».
По словам Александра Паращия, руководителя аналитического департамента инвестбанка Concorde Capital, эту сделку нельзя трактовать как инвестицию в маслоперерабатывающий или аграрный бизнес, Cascade не является стратегическим инвестором. «Просто есть компания Kernel, которая торгуется на Варшавской бирже, и которая, возможно, из-за того что поляки слишком преувеличивают украинские риски, может быть недооцененной, в том числе по мнению менеджеров этого фонда. Вот и все, – поясняет он. – Это не стратегическая инвестиция, никто не покупает бизнес. Просто покупают акцию, которую считают недооцененной».