Опубликовано

Как продовольственное эмбарго скажется на позициях украинских производителей в РФ

Обещанное Россией с 1 января эмбарго заставит менять логистику лишь дистрибьюторов шоколада и сырого мяса. А все остальные продукты за редкими исключениями почти перестали импортироваться напрямую уже сейчас. Товары на сотни миллионов долларов ищут обходные пути или меняются на местные аналоги. Причем, реальные причины падения импорта, скорее всего, экономические, а не политические.

На прошлой неделе стало известно, что с 2016 г. украинских продуктов на полках российских магазинов не станет. Правительство РФ объявило о введении продэмбарго в отношении Украины с 1 января. Большой продовольственной трагедии в этом нет, товаров из Украины в ассортименте российских ретейлеров ничтожно мало, да и падающий последние два года импорт говорит о том, что запрет стал просто очередной политической акцией и констатацией давно свершившегося факта.

Retailer.RU исследовал данные Федеральной таможенной службы об импорте из Украины определенных категорий товаров сегмента FMCG. Импорт всей молочной продукции, птицы, колбас, сливочного масла, консервации, растительного масла, водки и пива сошел на нет за последние два года. Правда, сокращение импорта произошло параллельно снижению оборота розничной торговли в России. И значительная доля снижения поставок из Украины объясняется падением потребления.

Категорийный менеджмент

Комментируя снижение импорта алкогольной продукции, эксперт алкогольного рынка Вадим Дробиз говорит, что украинские компании давно готовились к запретам поставок в Россию. И в августе 2014 г. Роспотребнадзор запретил ввозить водку из Украины по формальным причинам. И падение объемов ввезенного алкоголя говорит об уходе украинских игроков из России лишь отчасти. Так, ряд производителей локализовал свое производство на российских заводах, например, Nemiroff сотрудничал с компанией "Башспирт". 

Производители шоколада — в том числе "Рошен" — также давно имеют производства в России. И, как видно, не зря. Сейчас наблюдается существенное падение импорта с начала года, причем, поставки полностью встали в третьем квартале. Но даже полная остановка импорта этой категории для российских потребителей не будет критичной. Как рассказал Андрей Арзамасов, генеральный директор дистрибьютора "Купеческий двор", построенные за последние годы кондитерские производства в Поволжье и Сибири уже позволяют заместить украинский импорт. 

Ранее это было невозможно: украинские компании, с которыми сотрудничал Андрей Арзамасов, работали на итальянском оборудовании, которого у российских кондитеров не было. Сейчас эксперт полагает, что вместе с российскими производителями казахстанские и киргизские поставщики сумеют полностью восполнить выпадающие объемы поставок.

Молочное производство Украины начало терять российских покупателей два года назад. Заменой стала Белоруссия. Один из российских дистрибьюторов рассказал, что несколько лет назад компания занималась поставками маргарина, но потом с успехом заменила его на российские аналоги.

Больше сала

Из продемонстрировавших рост в 2015 г. категорий товаров — свинина, сало, говядина. Рост объясняется эффектом низкой базы: в 2014 г. свинина почти не поставлялась в Россию из-за санитарных запретов. А с салом вообще очень странно. Официально, несмотря на все стереотипы, судя по статистике ФТС, оно не поставлялось из Украины в Россию уже очень много лет, и первые поставки начались лишь в 2015 г.

Три первых квартала 2015 г. позволили заработать поставщикам говядины и свинины больше $80 млн. А вот украинскую колбасу к нам возить практически перестали.

Практически перестали возить через нашу общую границу растительное масло, овощи, соки и фрукты. Полный ноль — по молочным товарам, алкоголю. Запрет на них был объявлен еще летом 2014 г. — в разгар войны. Главный поставщик соли по всему СНГ — "Артемсоль" (доля на рынке — 24%) — резко сократил отгрузку на фоне боев, которые шли в паре десятков километров от завода в Донецкой области. Сейчас на заводе заявляют, что из-за потери основных рынков не удалось распродать 300 тыс. тонн упакованной пищевой соли. Причем, в России она уже полностью замещена аналогами — никакого дефицита нет.

Объявленное с 1 января эмбарго никак не отразится на бизнесе, процесс разрыва деловых отношений с Украиной шел давно. Исключение составит потеря поставок свинины и говядины, ее придется замещать другими производителями, которых в России пока недостаточно. Как поясняет Никита Трифонов, руководитель дистрибьюторского ТД "Удача", в первое время возможно повышение объемов контрабанды мяса и рост дефицита в России. При этом эксперт говорит, что поставляемое сейчас из Украины мясо зачастую дешевле и качественнее, чем дефицитное российское.

Тем не менее, по данным главы Минсельхоза Александра Ткачева, уже в августе доля украинского мороженого мяса на рынке составляла всего 4%. Кому заместить этот объем, явно найдется.

Не оскудеет

Лидеры российского ретейла не видят в запрете катастрофы. Так, на "Ленте" эмбарго скажется мало — на сегодняшний день ретейлер импортирует минимальное количество продукции украинского производства, так что оборот этих товаров в сети незначителен, подчеркивают в компании. В Калининграде похожая ситуация: сеть "Вестер" в последние два года не сотрудничала с украинскими производителями, поэтому продэмбарго с Украиной практически не оказало на работу ретейлера никакого воздействия. Нет украинских товаров и в ассортименте "Ашана".

Белгородская сеть "Европа" все-таки призналась в работе с украинскими производителями. К примеру, два года назад ретейлер сотрудничал с производителями кондитерских изделий, которые занимали незначительную долю в ассортименте. Заменили украинские сладости местными поставщиками, стоимость их продукции устроила покупателей, так как цены на эту категорию товара повысились у всех производителей. 

Представитель сети "О’Кей" Елена Трифонова рассказала, что все импортные товары в случае необходимости компании удается замещать товарами российских поставщиков, во многих случаях локального производства, падение украинского импорта на работе сети не сказалось.

Руководитель одного из крупнейших в Петербурге несетевых продовольственных магазинов категории жесткий дискаунтер с оборотом в несколько миллиардов рублей в год рассказал, что еще недавно на его полках было множество продовольственных товаров из Украины. Однако теперь, когда, по его словам, "на границе большие проблемы", украинских товаров стало значительно меньше.