Украинский рынок FMCG - текущая ситуация, ценовая политика и перспективы
Украинцы все меньше тратят в магазинах. По данным Госстата, за 9 месяцев 2015 г. объем розничного товарооборота сократился на 23% — до 828,7 млрд. грн. (по сравнению с аналогичным периодом 2014-го). Причины понятны — у людей банально нет денег.
И эта тенденция уже сказалась на активности продуктового ритейла. «В этом году сети поставят своего рода антирекорд по количеству новых торговых точек. Если, к примеру, в 2013 г. они открыли 451 магазинов, а в 2014 г. — 397, то с начала нынешнего года — лишь 242», — сообщил «Вестям» директор компании GT Partners Игорь Гугля.
Сетям некуда расти
Лидерами по расширению в этом сезоне предсказуемо стали два самых крупных отечественных ритейлера — «АТБ» и «Фоззи групп». На сегодняшний день их сети насчитывают 757 и 508 торговых точек соответственно, уточнил Игорь Гугля. «Мы открыли в этом году 43 точки. Рассматриваем разные варианты, в том числе, и покупку магазинов у других сетей. Главное, чтобы площади соответствовали нашим требованиям», — сказала «Вестям» начальник отдела по связям с общественностью корпорации «АТБ» Анна Личман.
Но активизировались также мелкие операторы. Скажем, на третьем месте по темпам развития — луцкая сеть «Наш край», которая сумела открыть 25 торговых точек, увеличив их общее число до 188. 13 магазинов запустила киевская сеть «Лоток», 12 — львовская «Рукавичка».
В то же время многие в недавнем прошлом «крепкие середнячки», наоборот, «худеют». «Из сотни сетей, работающий в Украине, сокращались в этом году не менее десяти», — отмечает Игорь Гугля. Не обошлось и без громких банкротств. Недавно хозяйственный суд Днепропетровской области признал банкротом и запустил процедуру ликвидации продуктовой сети «Амстор». На имущество прогоревшей компании претендует 20 кредиторов, которые рассчитывают вернуть свои 2,4 млрд. грн. (притом, что активы должника составляют 1,3 млрд.).
Магазины у дома против супермаркетов
Мельчает не только ритейлерский пул, но и сами магазины. Одной из главных тенденций этого года стало динамичное развитие такого формата как «магазин у дома». Именно небольшие торговые точки (до 400 кв.м) заняли 62% в структуре всех новых магазинов. Игорь Гугля поясняет этот факт, во-первых, широким выбором свободных площадок компактного размера, во-вторых, небольшой окупаемостью таких объектов (порядка 2 лет). «Дробиться» ритейлеров вынуждают и покупательские предпочтения. Если ранее украинцы затаривались продуктами, как минимум, на неделю, поэтому не ленились ехать в большие молы, то сейчас покупают строго по потребностям.
Генеральный директор Украинской ассоциации поставщиков торговых сетей Алексей Дорошенко отмечает, что в моде не только «магазины у дома», а и максимально специализированные торговые точки: молочные, мясные, овощные и пр. «По итогам года мелкий торговый формат наверняка отвоюет у крупного не менее 5% рынка. Таким образом доля «большого» ритейла сократиться с прежних 55% до 50%, хотя до этого из года в год стабильно росла», — заверил «Вести» Дорошенко.
Поставщики обиделись
Впрочем, по мнению Дорошенко, покупательские предпочтения и экономическая выгода — это далеко не главные причины, по которым мелкий ритейл получил фору. По его словам, многие сети попросту рассорились с поставщиками, поэтому желающих снабжать их товаром резко поубавилось.
«Окончательно отношения испортились в феврале прошлого года, когда начались валютные «качели». Тогда многие компании влетели в огромные убытки. Но им даже не разрешили изменить цену на свой товар: для согласования новых прайсов нужно было дождаться распродажи старой партии и потратить еще 1-1,5 месяца на переговоры. При этом сети требовали довозить продукцию, грозясь в случае отказа от поставок штрафами. Поэтому ряд компаний или вообще отказались работать с супермаркетами или свели это сотрудничество к минимуму», — рассказал Алексей Дорошенко.
Проблему признают и сами сети: «Интерес поставщиков частично переместился с крупных сетей на несетевые магазины, оптовые базы и рынки», — заметила «Вестям» представитель ТС «Брусничка» Яна Лестева.
У «малышей» цены ниже
Те же, кто по-прежнему ориентируется на продуктовые сети, закладывают в стоимость товара все возможные риски. Поэтому, если ранее именно крупные молы могли похвастаться самыми низкими расценками, то сейчас все чаще продукция дешевле в небольших специализированных лавках, которые работают напрямую с производителями и аккуратно с ними рассчитываются, за что получают скидки.
«У «малышей» цены могут быть ниже на 10-20%, что дополнительно привлекает покупателей», — подчеркнул Дорошенко.
Куда ходить за покупками
В следующем году отечественный ритейл продолжит стагнировать, уверены аналитики. Будут расширяться единичные сети, в том числе, за счет поглощения менее успешных коллег. «Не исключены и новые банкротства», — считает Игорь Гугля.
Но при этом он допускает выход на рынок новых небольших операторов, к примеру, как киевская «Пчелка- Маркет», начавшая работу в столице в этом году.
Активизируются и частные торговцы, которые будут открывать все новые и новые «магазины у дома». «Усиление конкуренции может наконец-то заставить ритейлеров бороться за покупателя не маркетинговыми «ловушками», а прежде всего ценой и качеством услуг», — полагает Алексей Дорошенко.
Ведь сейчас, по его данным, наценка ритейлеров на целый ряд товаров достигает 30-45%, так что двигаться в цене им явно есть куда.