Опубликовано

Почему украинские производители одежды не воспользовались ростом цен у конкурентов

Стремительная девальвация гривны оказалась на руку производителям одежды. Украинские дизайнеры активно открывают свои магазины, воспользовавшись не только удорожанием импортных аналогов практически втрое, но и наличием свободных площадей в киевских торговых центрах. Однако лишь единичные текстильные предприятия обратили внимание на внутренний рынок: выполнять заказы от зарубежных заказчиков, которые оплачиваются в валюте, основной массе предприятий гораздо выгоднее - пишет 112.ua  

Украинские дизайнеры в моде. Весной следующего года Arber Group откроет магазин в стиле sport&casual под названием Freedom by Arber. Генеральный директор сети Arber Вадим Золотаревский говорит, что над новой коллекцией с элементами патриотизма работали около года. "Вся одежда шьется в Украине", – заверил он.

Украинское в моде

Arber Group – не единственный, кто активно развивается на украинском рынке. Например, в первой половине октября в торговом центре "Проспект" открылся мультибрендовый универмаг NAMES’UA. В магазине, площадь которого составляет около 1 тыс. кв. м, представлены товары известных украинских дизайнеров. "Стать участниками проекта мы приглашали тех дизайнеров и производителей, которые готовы предложить сезонный товар в широкой размерной сетке в "среднем" и "среднем плюс" ценовом сегменте", – подчеркивает куратор проекта Татьяна Буркацкая. Собственную сеть под ТМ  Goldi активно развивает Ровенский льнокомбинат, который сейчас насчитывает шесть собственных магазинов, преимущественно на западе страны. Собственник предприятия Олег Червонюк говорит, что намерен активно развивать свой розничный бизнес.

Коллекции украинских дизайнеров средней и выше среднего категории выставлены на продажу в мультибрендовом магазине UDress, а также POP-UP Store, которые работают в торгово-развлекательном центре Gulliver. Активно расширяется сеть магазинов a.Tan.

Доля украинских производителей увеличилась практически в два раза. Даже для тех категорий, где они были и так достаточно сильны (например, носочно-чулочная группа), рассказывает руководитель управления закупок непродовольственных групп товаров компании "МЕТРО Кеш энд Керри Украина" Валентина Кутовая. "В основном выбор делается в пользу национального производителя", – говорит она. Украинские производители надежнее благодаря более гибкой ассортиментной политике, планированию количества и скорости поставок готового изделия на полку.

Ценовые преимущества

Причин, по которым активизировались украинские производители, несколько. Главная из них – это резкое повышение цен на одежду, обувь, текстиль, аксессуары в киевских магазинах практически втрое за последних полтора года. "Все товары закупаются за границей, поэтому цены зависят от курсовых колебаний", – рассказывает генеральный директор группы компаний "Ультра" (сети одежды Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров. Высокие цены в магазинах испугали покупателей: как результат, продажи в натуральном выражении сократились на 30-40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

На этом фоне у украинских производителей появился шанс. Продукция Ровенского льнокомбината подорожала только на 50%, подчеркивает Олег Червонюк. "Учитывая факт, что импортеры несут дополнительные расходы на ввоз продукции или сырья, а также подвержены курсовым рискам, они закладываются в цену конечного продукта. В результате - у украинских производителей есть возможности предоставить потребителю продукт с более выгодным соотношением цена-качество", – поясняет Валентина Кутовая.

Еще одна причина – наличие свободных мест практически во всех торговых центрах страны, а также готовность собственников помещений идти на уступки. Еще два-три года назад ситуация на рынке торговой недвижимости была иная: ритейлеры записывались в так называемый лист ожидания – очередь из желающих занять место в конкретном центре. Средняя вакантность в этот период не превышала 2%, а размер арендных ставок доходил до 100 долл./кв. м в месяц. Но в прошлом году ситуация изменилась: из-за падения продаж сети начали активно закрывать магазины и потребовали от собственников помещений скидки. Девелоперы вынуждены были пойти на уступки, поскольку по итогам прошлого года пустовало каждое десятое помещение в торговом центре.

Значительные преимущества украинского рынка не заинтересовали крупных производителей текстильной и швейной продукции. По оценкам Всеукраинского объединения "Укрлегпром", около 80-85% от общего производства товаров легкой промышленности в стране, как и раньше, выпускается по давальческой схеме – по лекалам и из тканей заказчиков. Фабрики получают деньги лишь за выполненную работу. Но такая схема работы их устраивает. "Все контракты в валюте, а нам не нужно нести риски, если модель не понравится покупателю, а также вкладывать деньги в дистрибьюцию, закупку тканей и пр.", –  поясняет директор крупного предприятия, который пожелал остаться неназванным. Производителям необходимо более активно вкладывать средства в модернизацию своих предприятий и строить эффективные процессы цепочки стоимости товара (value chain), считает Валентина Кутовая. Но фабрики пока к этому не готовы.