Опубликовано

Каким будет ритейл в будущем

В 2016 году в мире ожидается улучшение темпов экономического роста  благодаря усилению внутреннего спроса и росту корпоративных инвестиций. Однако, экономическая ситуация в разных странах может существенно отличаться. Среди прочих факторов, экономическая ситуация зависит от наличия сырьевых ресурсов, дефицита торгового баланса и геополитической стабильности. Помимо краткосрочных и цикличных глобальных макроэкономических факторов, существуют также долгосрочные и структурные тенденции, которые будут в ближайшие годы продолжать оказывать существенное влияние на ритейл. Эксперты компании Cushman & Wakefield  проанализировали основные из них.

  • Старение населения

Старение населения в Европе, Японии, Китае, Великобритании и США негативно сказывается на перспективах экономического развития за счёт сокращения рабочей силы и увеличения государственных расходов на выплаты пенсий и здравоохранение.

Существует множество подходов к решению данной проблемы, среди которых уменьшение ограничений по количеству детей (в случае Китая); активное вовлечение женской части населения в рынок труда (в случае Японии); обсуждение роли миграции в Европе, Великобритании и США. В конечном итоге, наиболее успешные ритейлеры будут ориентироваться на демографический профиль своих клиентов, для того чтобы  эффективно удовлетворять их потребности и запросы.

  • Ускорение урбанизации

Согласно данным ООН, в 2014 году около 54% мирового населения проживало в городах, что на 30% превышает показатель 1950 года.  До 2050 года прогнозируется дальнейший рост данного показателя до уровня 66%.

В связи с тем, что плотность населения увеличивается, для ритейлеров открываются новые возможности, связанные с преимуществами городских агломераций и эффектом масштаба. В то же время, урбанизация приводит к усилению конкуренции и увеличивает необходимость выделиться, что повышает роль таких аспектов деятельности ритейлеров, как брендинг, формирование лояльности покупателей и реклама.

  • Развитие омниканальной торговли

Электронная торговля (e-commerce) за последние 10 лет достигла значительных масштабов, что привело к изменениям во многих отраслях (книжная торговля, музыкальная отрасль, туристическая и банковская сферы), однако ее доля в общем объеме продаж остается сравнительно небольшой. В 2014 году среди стран Европы самый высокий уровень данного показателя был зафиксирован в Великобритании (12,2%).

Таким образом, традиционные (оффлайн) магазины остаются важной частью рынка розничной торговли, поскольку они обеспечивают прямое взаимодействие с товаром, удовлетворение от покупки, персональный сервис и профессиональные консультации. В связи с этим, магазины, которые предлагают интересные или новые концептуальные решения, будут и в будущем активно бороться за покупателей. В условиях омниканальной торговли, опыт покупателя в традиционных (оффлайн) магазинах будет иметь особое значение.

  • Технологические прорывы

С развитием технологий появляются новые возможности.

Ключевым примером является все более широкое применение «больших данных» (Big Data) для анализа покупательского поведения и структуры их покупок c целью информирования клиентов обо всем: от размера магазина и ассортимента товаров до маркетинговой стратегии. Согласно McKinsey & Company, те, кто эффективно используют «большие данные» и аналитику, демонстрируют продуктивность и прибыльность на 5-6% выше, чем остальные аналогичные компании в отрасли.

Некоторые инновации являются особенно радикальными, как, например, концепция доставки товаров с помощью беспилотных дронов в компании Amazon. Однако все подобные новшества формируют потребительские предпочтения будущего, что, со временем, неизбежно повлияет на объекты торговой недвижимости, в которых мы совершаем покупки.

  • Осведомленность о климатических изменениях и корпоративной ответственности

Многие компании на протяжении последних лет уделяют особое внимание вопросам социальной и экологической ответственности, поскольку правительства многих стран усиливают соответствующую регулятивную политику, а потребители становятся более осведомленными, что сказывается на принятии ими покупательских решений.

Соответственно компании внедряют разнообразные инициативы на различных этапах создания товара и его продажи – от получения сырья, производства и упаковывания товара до продажи и складирования.

Так как потребительские ожидания и государственное регулирование в данной сфере продолжают активно развиваться, в будущем, очевидно, стоит ожидать появления новых тенденций, связанных с изменением климата, социальной ответственностью и вопросами защиты окружающей среды.