Опубликовано

Как украинские экспортеры использовали европейские квоты

Хотя режим свободной торговли с ЕС действует лишь вторую неделю, украинские товары могут экспортироваться в ЕС по нулевым ставкам уже третий год подряд - пишет Европейская правда

В 2014-2015 годах это было возможно благодаря действию автономных преференций ЕС, временно вводившим для украинских экспортеров условия, аналогичные первому году действия режима ЗСТ.

Либерализация торговли с ЕС, среди прочего, включала в себя квоты на поставки товаров с нулевой пошлиной. Соответственно, использование этих квот иллюстрирует, насколько украинский бизнес готов к торговле с Европой.

Год назад "Европейская правда" уже анализировала использование квот в 2014 году. Тогда результаты были не оптимистичными – по большинству позиций экспорт даже не начался.

Тогда низкую выборку квот можно было пояснить неготовностью бизнеса к смене рынков сбыта – ведь на поиск контрагентов в ЕС необходимо время, а значит – часто новыми возможностями воспользовались лишь те компании, которые изначально планировали экспорт в ЕС.

Изменилась ли ситуация за 2015 год?

В распоряжении ЕвроПравды имеется более свежая статистика – использование квот 2015 года.

Сразу нужно предупредить, что данные 2014 и 2015 годов стоит сравнивать с оговоркой – если режим преференций действовал весь прошлый год, то в 2014-м он вступил в силу лишь в апреле. Впрочем, по тем позициям, где интерес украинских экспортеров действительно велик, годовые квоты исчерпывались за несколько дней.

Итак, и в 2014, и в 2015 годах Украина полностью исчерпала годовые квоты на поставки в ЕС кукурузы (400 тыс. тонн), обработанных томатов (10 тыс. тонн), виноградного и яблочного соков (10 тыс. тонн), а также меда (5 тыс. тонн). Также была исчерпана годовая квота на экспорт пшеницы (950 тыс. тонн). Впрочем, в отношении последней объем квоты не имел особого значения – ЕС временно обнулил действующую пошлину.

Это наиболее популярные статьи нашего экспорта в ЕС. Характерный эпизод – годовые квоты на экспорт меда были исчерпаны за день после приема заявок.

Поэтому в отношении этих товарных позиций украинские чиновники неоднократно заявляли о необходимости увеличения квот. Старт режима свободной торговли дает право начать такие консультации.

Однако в ЕС к перспективе увеличения квот относятся очень осторожно. Причин этого как минимум две: мощное внутреннее аграрное лобби, а также нежелание создавать прецедент внесения правок в Соглашение об ассоциации.

На все аргументы украинских переговорщиков у европейцев был один ответ – в 2014 году по большинству позиций экспорт даже не начался.

"Как вы можете требовать новых возможностей для своего экспорта, когда вы даже не хотите пользоваться имеющимися?" – заявил ранее корреспонденту ЕвроПравды высокопоставленный чиновник из Брюсселя.

Изменилась ли ситуация в 2015 году?

Однозначно, успех есть. Например, если год назад экспорт сахара чуть превысил 20% от годовой квоты (20,07 тыс. тонн), то в прошлом году эта квота была почти полностью – на 98,9% – исчерпана.

Или же овес (квота – 4 тыс. тонн): в 2015 году квота на него была исчерпана полностью, тогда как в 2014 году процент ее использования составлял лишь 1,6%.

Чуть меньший прогресс в отношении курятины (26 тыс. тонн): если в 2014 году процент выборки составлял 47,5%, то спустя год – почти 70%. Аналогичным образом в 2014 году квота на солод (7 тыс. тонн) была исчерпана на 28,5%, а спустя год – почти на 73%.

Однако по остальным позициям уровень выборки квот либо остается нулевым, либо не превышает 10%.

И если Украина в 2015 году так и не получила сертификатов на экспорт мяса (кроме птицы), а экспорт молочной продукции сможет начать лишь в нынешнем году, то что мешало нарастить экспорт крахмала (исчерпано 9,6% квот), грибов (0%), сахарной кукурузы (0,4%), этанола (4,5%) или чеснока (8,8%)?

В Министерстве аграрной политики отмечают, что по многим позициям небольшой объем квот просто не интересовал экспортеров.

"Часто квоты были не востребованы в связи с тем, что крупным экспортерам неинтересно их получение – маленький объем этих квот не соответствует хлопотам с их получением. И это еще один пункт, которым мы будем аргументировать в Брюсселе необходимость повышения квот", – поясняет замглавы Минагро Владислава Рутицкая.

Новой проблемой 2015 года стало действие экспортной пошлины, негативно влияющей на себестоимость продукции с высокой долей импортной составляющей. Из продуктов, подпадающих под действие квот, пострадал экспорт сигарет и папирос – заявки на экспорт по этой квоте были нулевыми. Это связано с тем, что мультинациональные табачные компании перенесли из Украины производство сигарет, поставляемых в третьи страны.

В такой ситуации шансы на пересмотр квот у Украины пока крайне невелики – по крайней мере, в ближайшей перспективе.

Это понимают и в правительстве, а поэтому переговоры с Еврокомиссией по поддержке украинского экспорта в ЕС будут посвящены в первую очередь технической поддержке со стороны ЕС.

Другой вопрос, появятся ли в ближайшей перспективе (например, в следующем году) основания говорить о пересмотре квот. Ведь для этого в 2016 году необходима куда большая выборка имеющихся.

Пока (судя по статистике на 12 января 2016 года) Украина уже исчерпала 40,5% квоты на овес и 10,5% квоты на ячменную крупу и муку. По остальным позициям заявок на квоты не поступало (в том числе – и на мед, и на сок, квоты на которые пользовались наибольшим спросом в 2015 году), либо же исчерпано порядка 1-1,5% квот.

"В прошлом году некоторые квоты были исчерпаны за несколько дней, поскольку экспортеры еще плохо ориентировались в этом механизме. Сейчас такого панического спроса  нет – квоты разбираются исходя из реальных экспортных планов бизнеса", – говорит Владислава Рутицкая.

По мясу вероятность начать экспорт в 2016 году близка к нуля – Украина до сих пор не подтвердила благоприятную эпидемическую ситуацию в стране.

Впрочем, в нынешнем году появляется возможность начать экспорт молочных продуктов в ЕС – соответствующий сертификат получили десять украинских компаний. Однако было бы чересчур оптимистично рассчитывать на высокую выборку молочной квоты (2 тыс. тонн) – большинство этих компаний в первую очередь рассчитывают получить конкурентное преимущество на внутреннем рынке.

Однако главное, что

возможности украинского экспорта в ЕС не ограничиваются объемом квот на беспошлинный ввоз. По большинству товарных групп действующие таможенные ставки ЕС не являются серьезной преградой для экспорта из Украины.

Именно поэтому Украине нужны новые инструменты содействия и защиты экспортеров – они должны обеспечить больший рост экспорта, чем пересмотр квот. Пока эти инструменты существуют лишь на бумаге, однако уже в нынешнем году они должны заработать на практике.

От реализации этих планов и зависит динамика украинского экспорта, в том числе и в ЕС.