Что мешает украинским предприятиям выйти на рынки Европы?
Завтра исполняется ровно месяц зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом. Есть ли от нее прок отечественному бизнесу, если учесть, что из-за закрытия российского рынка наши предприниматели могут потерять более 1 миллиарда долларов. Но и на рынке Европы за каждую полку в магазине украинским товарам придется побороться.
В столице шоколада Бельгии, если верить Кеннеди Гокинану – владельцу магазина – украинские конфеты разметают - пишет Сегодня
"Мы продаем много украинских товаров. Вот, например, эти конфеты – это очень хороший шоколад и он очень популярен. Все наши посетители, кто когда-либо пробовал и знает его, – всегда его покупают" ,- говорит он.
Есть и украинский майонез. Чаще всего за ним тоже приходят те, кто знает его вкус. Сразу же хватают с полок.
А вот украинское печенье – его любят дети, но берут и взрослые.
Тем не менее, Украина на еврорынке – новичок. И за свое место должна побороться.
"Это процесс длительный. Потому что в Европе уже сложились рыночныеотношения, сложившиеся отношения между производителями, потребителями, продавцами продукции. И конечно, что просто так очень быстро туда попасть - это, мы понимаем, не так легко" , – говорит Александр Самохвалов, генеральный директор компании-производителя молока.
Облегчить процесс призвана зона свободной торговли с Евросоюзом.
Выполнение подписанного договора о зоне свободной торговли с Евросоюзом в Украине отложили на год. По просьбе России. Давайте, мол, учтем интересы всех сторон. Ни о чем договориться не получилось, но в результате украинские предприятия
Еще год могли работать на постоянно сужающийся российский рынок и готовиться к выходу на рынки Европы.
С 1 января таможенные ставки для промышленных и сельскохозяйственных товаров стали равны нулю. И те украинские производители, которые успели доказать, что их товары соответствуют стандартам качества, получили шанс на равных бороться за европейского потребителя. Первопроходцами стали молочники. 10 компаний прошли суровую проверку специалистов Евросоюза.
"Любой процесс доступа к европейскому рынку предшествует довольно долгое время проверок государственными агентствами, фито-санитарными службами соответствующих стран производителей, которые хотят работать с европейским рынком" ,- говорит Инна Метелева, эксперт аграрного рынка.
Андрей Викторович – руководитель производства одного из таких заводов – горд, но результатом не удивлён. За своё предприятие, и за качество выпускаемой продукции ему не стыдно.
И это при том, что антирекламу украинской молочке упорно делала Россия. В итоге запретив ввоз на свою территорию.
Но, по мнению президента украинской Ассоциации производителей молока, в потере российского рынка были и плюсы.
"От этого потеряли, в первую очередь, россияне, потому что никто, кроме нас такие продукты питания не делал. Они свой выбор сделали. для нас, я считаю, это Слава богу. потому что в конце концов мы слезли с российской молочной, так называемой, иглы", – говорит Андрей Дикун, президент Ассоциации производителей молока.
В отличие от молочников, украинские экспортёры зерна – на европейском рынке давно. Хотя исчезновение таможенных барьеров и для них – плюс.
"Сегодня мы в ЕС поставляем 27% нашего зернового экспорта. Мы с ЕС давным-давно работаем. Наше зерно великолепно знают", – говорит Владимир Клименко, президент украинской зерновой ассоциации.
Казалось бы – процесс пошел. Предлагай Европе дешевое и качественное, да подсчитывай выручку. Но не всё так просто. Рынки европейские открылись, но квоты там никто не отменял. А у наших товара на порядок больше, чем Европа готова принять. Доходит до абсурда: день поторговали – и все – квота исчерпана. Приходите через год..
А в общем квоты по зерновым, за месяц свободной торговли, Украина использовала почти наполовину. Все потому – говорят зерновики, что квоты заложены восемь лет назад – когда о зоне свободной торговли только начали договариваться. И пора их пересмотреть. Что непросто – Европа свое дотационное сельское хозяйство от украинского вторжения будет защищать.
"Протекционизм будет действовать. Он будет действовать, но вместе с тем, я считаю, нашим политикам, которые принимают участие в переговорах об открытии дополнительных возможностей для наших производителей, быть более настойчивыми", – говорит Инна Метелева, эксперт аграрного рынка.
Парадокс, но квоты применяются и к продуктам, в которых европейцы сами заинтересованы. В частности – мёд, его наши купцы везли на Запад ещё со времён Киевской Руси.
Кроме того, ЕС закупает в Украине соки, томатную пасту и сою. А вот экспорт мяса в 2016-ом может и не начаться. Украина до сих пор не подтвердила благоприятную эпидемиологическую ситуацию в стране.
Качество оказалось большим барьером чем таможенные сборы. И эксперты прогнозируют, что компании, которые не будут повышать стандарты – просто исчезнут. Даже с внутреннего украинского рынка. И зона свободной торговли с европейцами в этом поможет.
Завышенные цены и низкое качество с увеличением импорта европейских товаров – может стать смертным приговором для многих производств.
"Я бы часть украинских предприятий сам бы обанкротил бы. Потому что когда ты ешь некачественную продукцию: известно, что у нас куча палёной ликёро-водочной продукции, известно, что у нас – контрабандные сигареты", – говорит Владимир Клименко, президент украинской зерновой ассоциации.
Что для серого бизнеса – смерть, обычному украинцу – в радость. Цены, пусть и не сразу, станут конкурентными. И скидки – настоящими, а не фальшивыми, когда товар сначала дорожает в разы, а потом дешевеет на пять процентов.
"Мы вправе ожидать, что те, которые смогут-таки выжить на украинском рынке, должны будут предложить и более низкую цену на свой товар, и кроме более низкой цены на свой товар они должны будут предложить более высокое качество. С точки зрения потребителя, это может быть серьёзным выигрышем", – говорит Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.