Опубликовано

Walmart, Credit Suisse и другие крупные компании контролируют личную жизнь сотрудников

Современные технологии позволяют работодателям не только контролировать продуктивность сотрудников, но и предсказывать важные события и решения в жизни подчинённых — и использовать эту информацию. В феврале стало известно, что крупные корпорации вроде Walmart и Time Warner используют большие данные, чтобы узнавать о серьёзных болезнях или беременности сотрудников - пишет Секрет фирмы

овость восприняли неоднозначно, эксперты по интернет-безопасности, исследователи корпоративной культуры и другие специалисты спорили, этично ли контролировать не только производительность, но и частную жизнь сотрудников. Работодатели оправдывались, ссылаясь на экономию и возможность повысить эффективность производства. "Секрет" разобрался, как и зачем компании следят за работниками.

Состояние здоровья и беременность

Чтобы оптимизировать затраты на медицинские страховки, компании нанимают подрядчиков, которые анализируют большие объёмы данных. В результате появляется возможность определить, чем рискуют заболеть сотрудники, и, возможно, предотвратить недуг. Например, если система решает, что вы потребляете слишком много сладкого и у вас есть риск заболеть диабетом, она будет отправлять вам сообщения, подталкивающие записаться в программу для похудения. Раннее предотвращение заболеваний позволяет фирмам не тратить деньги на дорогостоящее лечение в будущем.

Благодаря недавнему репортажу The Wall Street Journal выяснилось, что аналитические инструменты компаний вроде Castlight Healthcare Inc. позволяют узнать о планируемой беременности сотрудниц или о беременности на раннем сроке до того, как работники сами сообщают от этом в отдел кадров. Программа анализирует обращения к врачу, выписанные рецепты, поисковые запросы и другие данные. Среди клиентов Castlight множество крупных американских компаний — Walmart и Time Warner.

Услуги Castlight кажутся грубым вторжением в личное пространство, но у компании есть оправдание: она не раскрывает имена конкретных сотрудников. Аналитика лишь показывает, сколько членов команды пытаются забеременеть или рискуют заболеть диабетом, и выявляет тренды, которые затрагивают минимум 40 человек (иначе можно вычислить личности людей с определённым заболеванием).

По мнению экспертов, даже при соблюдении анонимности слежка может нанести вред сотрудникам: если работодатель думал, что только 15% сотрудниц могут забеременеть, а на деле их 30%, это может привести к тому, что компания, например, откажется от найма женщин. Даже не называя конкретных имён, организация может дискриминировать часть работников. Николас Терри, профессор школы права Индианского университета в Блумингтоне, говорит, что пока люди практически бесправны перед такими программами, потому что нет законов, которые контролируют, какие данные могут получить компании. "Работодатели должны стремиться к максимальной прозрачности и доказать, что это делается только для выгоды сотрудников", — заключает он.

Продуктивность фрилансеров и удалённых сотрудников

Компания oDesk работает для фрилансеров, которые получают почасовую оплату. Один из продуктов компании называется Work Diary — чтобы получить гонорар, работники должны согласиться на то, что работодатель будет следить за их продуктивностью. Раз в 10 минут программа делает снимок десктопа. Кроме того, она собирает информацию о скорости ударов по клавиатуре и движениях мышки. На случай если скриншот сделан как раз в тот момент, когда вы зашли проверить соцсети или получили сообщение от бойфренда, есть возможность просмотреть получившийся снимок и, если нужно, удалить его. Правда, если вы удаляете снимок, то не получаете деньги за проработанный отрезок времени.

По просьбе репортёра Harper’s Magazine одна из самых продуктивных пользовательниц oDesk Work Diary рассказала, как ей удаётся постоянно получать высокие баллы. Оказалось, что она придумала изощрённую систему обхода правил. Работая над расшифровкой для статьи, женщина всегда удаляет первый скриншот. Когда расшифровка закончена, она вычитывает текст, не заходя в oDesk, потому что в это время не нужна клавиатура, а система учитывает число ударов по клавишам. Получается, чтобы получить обещанный заработок, нужно работать больше, чем предполагают заказчики, но это помогает конкурировать с менее находчивыми фрилансерами.

Некоторые учёные уверены, что слежка может негативно влиять на продуктивность. Профессор социальной психологии Ратгерского университета Джон Айелло исследовал электронные инструменты для слежки за работниками на протяжении многих лет и пришёл к выводу, что часто программы вредят сотрудникам: "Если вы следите за кем-то очень пристально, они могут решить, что раньше вы доверяли им, а теперь доверие потеряно; это может привести к ухудшению работоспособности, потому что часть внимания людей тратится на мысли о том, что кто-то смотрит за ними".

Слежка за нелояльными работниками

Сеть супермаркетов Walmart — одна из самых передовых компаний в области сбора и использования больших данных. У ритейлера есть специальное подразделение, которое отвечает за эту работу, — центр аналитических исследований (The Analytical Research Center или ARC). Его возглавляет Кен Сенсер, бывший сотрудник ФБР. Начальник Сенсера — экс-директор полиции штата Арканзас Стив Дозиер. Среди компаний, сотрудничающих с Walmart, — Lockheed Martin, которая известна как один из крупнейших оборонных подрядчиков в мире: она делает ракетные установки, военные самолёты и разрабатывает цифровые сервисы для спецслужб. Теперь программы шпионской организации нужны и крупным работодателям — так они надеются взять под контроль многотысячный штат работников.

В прошлом году сотрудники крупной сети супермаркетов Walmart обвинили работодателя в использовании технологий Lockheed Martin. Специальная программа следила за социальными сетями и блогами работников перед забастовками, которые профсоюз Walmart устроил в "чёрную пятницу" 2012 года. Суд пока не завершился, однако действия профсоюза вынудили сеть повысить минимальную зарплату с $9 до $10 в час.

Walmart (а также банк Credit Suisse, стартап Box Inc. и многие другие крупные компании) использует программы, позволяющие предсказывать, кто из сотрудников собирается уволиться. Сервис VoloMetrix анализирует информацию, полученную HR-департаментом, а также анонимизированные данные из переписки и календарей сотрудников. Софт может предсказать увольнение даже за год: если сотрудник меньше взаимодействует с определёнными коллегами и меньше посещает собрания (если это не обязательные встречи), он, скорее всего, готовится покинуть компанию.

Клиенты VoloMetrix Inc. утверждают, что такой софт нужен, чтобы предотвратить текучку, а не для того, чтобы наказывать тех, кто решил найти другую работу. Кроме того, программа помогает заменять сотрудников, которых скоро повысят. В Walmart 160 000 — 170 000 человек получают повышение ежегодно, поэтому компания использует большие данные, чтобы выяснить, кто с большей вероятностью продвинется по службе, и найти работника на открывшуюся позицию.

Умная электроника для отслеживания передвижений

Некоторые компании предлагают своим клиентам не только ПО для слежки за действиями сотрудников в интернете и на их компьютерах, но и устройства, позволяющие определить, как работник двигается. Например, такое оборудование производит компания Sociometric Solutions — она использует RFID-чипы, которые вставляют в бейджи каждого сотрудника. Чипы не записывают разговоры, но считывают и анализируют тон и интонацию бесед.

Звучит как устройство, воспроизводящее Паноптикон английского философа и юриста XVIII века Иеремии Бентама. В своей одноимённой работе он описал идеальную тюрьму, где стражник может видеть каждого заключённого. Однако создатели разработчики Sociometric Solutions не считают, что их технологии превращают сотрудников в рабов. По их мнению, собранная информация может быть полезна как для топ-менеджеров, так и для их подчинённых. С помощью чипов многие компании выяснили, что возможность общаться с коллегами положительно влияет на продуктивность: люди обмениваются идеями и дают друг другу полезные советы по привлечению клиентов. Благодаря слежке некоторые организации — например, кол-центр Bank of America — ввели 15-минутные кофе-брейки, а одна фармацевтическая компания увеличила площадь комнаты для перекуса. Это помогло сократить текучку кадров и повысить продажи.

Распространение дешёвых чипов помогает компаниям, занимающимся доставкой: с помощью трекинга машин им удалось значительно повысить свою продуктивность. Телематика (или спутниковый мониторинг транспорта) позволяет следить за каждым движением водителя, причём менеджеры видят не только его маршрут, количество и длительность остановок, но и могут проверить, пристёгнут ли ремень безопасности, как часто открывается дверь багажника и так далее. После начала использования телематики компания UPS встроила в каждый свой автомобиль около 200 сенсоров, и теперь продуктивность доставки значительно увеличилась: всего десять лет назад водитель обычно делал около 85 остановок в день, а сейчас — больше сотни.

UPS утверждает, что чипы помогают экономить топливо, но у системы есть и недостатки: чтобы сделать 110 остановок и доставить 400 посылок, работник UPS должен работать с 7 утра до 9 вечера, причём из-за устройств для слежения водители сильно переутомляются и часто даже нарушают правила безопасности, чтобы успеть выполнить все задачи в срок.