Опубликовано

Гендиректор NOVUS: "В планах - открытие 5-6 магазинов в 2016 году в Киеве и Киевской области"

По данным Государственной службы статистики Украины, в 2015 году цены в стране выросли на 43%. Рост цен и сокращение доходов населения привели к резкому падению спроса на потребительские товары. Первые, кто пострадал от этого, стали торговые сети.

Новое Время решило разобраться, как эти факторы повлияли на торговую сеть NOVUS, расспросив ее генерального директора Игоря Ланду о том, как компания работала в 2015 году, а также о ее планах на будущее.

– Как вы оцениваете все, что сейчас происходит на потребительском рынке?

–Что касается выручки в гривне, то сейчас наблюдается тенденция к снижению покупательной способности людей. Если раньше средние показатели в чеке были на уровне 10 единиц товаров, то сегодня их 8.  Если говорить о прямой выручке в гривне, то она очень незначительно растет, но рост происходит за счет инфляции. И что бы ни говорили банкиры по поводу того, что курс доллара никак не влияет на цены товара, сегодня, несмотря на то, что импорт занимает небольшую долю в ассортименте, очень много продуктов, производящихся в Украине, привязано к курсу доллара.

Если взять, к примеру, соки, производимые в Украине, то упаковка для них производится шведской компанией Tetra Pak, а цена привязана к евро. Больше половины концентратов завозятся из Европы и мира. Цена на них в долларах или евро. Где-то есть большая зависимость, где-то – не очень. Но привязка есть, поэтому цены растут и, пока не стабилизируется экономика страны, цены будут расти по объективным причинам. Никакие сдерживающие факторы здесь не сработают. 

– Вы говорите, что за прошлый год выручка в гривне у вас выросла. Насколько?

– Если говорить о прямой выручке и отбросить магазины, которые открывались, -такими я называю магазины работающие  более года ,- то выручка выросла на 10-12%.

–  В 2013 году ваша сеть брала кредит у ЕБРР. Как вам удается его погашать?

– Кредит мы погашаем вовремя. Но, из-за того, что мы брали этот кредит при курсе 8 грн/$, а отдаем при курсе сегодня 27+, это сказывается на нашем развитии, потому что наша выручка сегодня в гривне, а отдача тела кредита и процентов в долларах съедают наши доходы, 100% которых мы отправляем на развитие сети. То есть за все время существования NOVUS дивиденды сегодня не выплачиваются. 

– Возникают ли какие-то проблемы с выплатой кредита?

– Не возникают. У нас возникают сложности с тем, что заработанные деньги, которые мы бы направили на открытие новых магазинов, мы сегодня направляем на погашение кредита. 

– Расширяется ли ассортимент товара в сети? Стало ли меньше импорта? Если меньше, то насколько?

– Ассортимент сети сегодня достиг уже своего абсолютного значения, поэтому он не растет, а изменяется. Мы периодически делаем оценку нашего ассортимента: что-то появляется новое, а то, что не продается, снимается с полок. Ротация происходит ежедневно. Импорт сегодня не увеличился, потому что мы живем в гривнах, а импорт привязан к валюте, цена на него растет в прямой пропорции к курсу, поэтому сегодня доля импорта значительно снижается. Это связано с двумя вещами. Первое – практически невозможно купить валюту. Второе – покупательная способность низкая, поэтому импортный товар становится очень дорогим. 

– Можете сказать, насколько снизился импорт?

– У меня нет цифр. 

– NOVUS по ценам считается недешевой массовой сетью в Киеве. Как вам удается держать своих клиентов?

– Хочу вам возразить. Я считаю, что NOVUS не является недешевой сетью, потому что здесь важно,с кем сравнивать. Если сравнивать нас с сетями, которые работают в сегменте «средний минус», то, наверное, мы им уступаем. Если сравнивать в «среднем» и «среднем +», то наши цены являются конкурентоспособными. Здесь вопрос в том, что у потребителя создается впечатление, что NOVUS дорогой, потому что у NOVUS большое количество касс, у NOVUS всегда есть туалетная бумага в туалете, всегда производится уборка помещения, всегда работает свет.

– Что с супермаркетами в малых райцентрах? То есть у вас же там есть еще супермаркеты в Корце, в Романове?

– В Корце, Романове, Черкассах, Тернополе и в Ровно магазины действуют. Конечно, там ситуация еще сложнее, чем в больших городах и в столице, но они действуют. Мы не собираемся их сегодня закрывать, то есть они будут работать.

– Получается они показывают позитивные результаты?

– Они показывают результат, который позволяет сегодня им работать. 

– А как продвигается вопрос с антимонопольным комитетом?

– С антимонопольным комитетом мы находимся на второй инстанции – подали апелляцию. Еще заказали экспертизу, которая покажет, что все расчеты антимонопольного комитета были неправильными.

– Как вы оцениваете свои шансы?

– Очень позитивно. 

– Вы еще говорили о проблемах с налоговой. Что конкретно имелось ввиду?

– До внедрения электронного учета налоговых накладных я был в 2014 году на 64 допросах, где мне вменяли, что я закупил товар у сомнительного поставщика. Мне приходилось доказывать, что этот товар пришел ко мне в сеть с полным пакетом документов и я не обязан отвечать за компанию, которая поставила мне товар и купила его где-то непонятно зачем.

Сейчас, когда ввели электронный реестр налогоплательщиков, еще есть вопросы по ДФС, но они больше стратегического характера, чем тактического. Я, как руководитель компании, чувствую позитивные сдвиги. 

– Как вы думаете, что может в будущем мешать работать вашему бизнесу со стороны государства?

– На сегодняшний день нашему бизнесу мешает только то, что государство в виде чиновников сдерживает развитие бизнеса. Очень много популизма. Я не понимаю хаоса, который творится в государстве. Если взять какую-то проблему, которую можно решить изменением законодательства, то на эту проблему есть, как минимум, несколько взглядов. Это исполнительная власть, это Верховная Рада, это, может, какой-то лоббистский центр, и все они пишут разные законы. Во-первых, для того, чтобы быть быстрее других, во-вторых, для того, чтобы учесть свою позицию. Для меня управление страной – это бизнес.

Когда ты приходишь в бизнес, есть стратегические шаги. Ты делаешь swot-анализ, ты находишь больные места, ты создаешь план мероприятий по их устранению, и потом подводишь итоги – дало это результат или нет. Это же придумано не мной. Это основы бизнеса. И когда люди приходят из бизнеса в исполнительную власть, что особенно заметно в технократических министерствах – Минэкономики, Минагрополитики, то говорится все очень правильно, и сейчас встречаясь с ними, мы обсуждаем проблемы, но они не в состоянии их решить, потому что законы принимает Верховная Рада. Когда встречаешься с депутатами, они тоже вроде бы тебя слышат, но депутатов, которые сегодня реально готовы работать, слышать и изменять страну очень мало. 

– Когда вы только выходили на киевский рынок, у вас были некоторые сложности с разрешительными документами на строительство магазинов. Возникают ли они сейчас?

– К сожалению, еще возникают, хотя уже не в такой мере, как раньше. Но я считаю, что проблема всего государства, а не только Киева в том, что нет генерального плана застройки страны. Если сейчас прийти в Киевсовет и сказать, что у меня есть 10 миллионов долларов, я хочу построить современный супермаркет, никто не предоставит тебе возможность даже на аукционе приобрести этот участок. Все участки приобретаются у частных собственников или у компаний.

К сожалению, город сегодня не развивается за счет этого. Поэтому сложности есть как технические, так и коррупционные. Очень много сложностей с вводом в эксплуатацию. Средний магазин NOVUS потребляет 500 киловатт электроэнергии. Для того, чтобы подвести к участку земли 500 киловатт, нужно потратить ни один миллион гривен. И это все связано с тем, что нет четкого плана застроек, нет стратегического видения развития застройки страны. 

– А в чем раньше были проблемы, и почему их сейчас стало меньше?

– Раньше было больше коррупции, сейчас ее становится меньше, это надо признать. 

– Планируете ли вы в этом году или в перспективе на будущее расширять торговую сеть в Киеве, в регионах?

– Пока наши стратегические планы расширяться в Киеве и в Киевской области. К сожалению, из-за финансового состояния мы незначительно сократили развитие в этом году. Это связано как с финансовым состоянием страны, так и компании. Но в планах открытие 5-6 магазинов в этом году. Они все будут в Киеве и в Киевской области. 

– В конце 2015 года вы запустили франчайзинг. Как развивается этот сегмент?

– 27 ноября прошлого года мы открыли в Николаеве два магазина под франшизой. Над франшизой мы очень долго работали, не все получилось, как мы хотели. Но сейчас обе стороны довольны. Оттачиваются все условия, потому что для нас это не просто отдать название, это очень сложная франшиза. Здесь пересекается очень много бизнес-процессов, вплоть до того, что по нашему контракту наш франчази использует систему ISO 9001, где все, кроме юридического лица, полностью построено по нашему стандарту.

– Вы говорите, что не все пошло так, как хотелось. Чего вы ожидали и что помешало?

– Мы ожидали, что этот процесс будет коротким, а он получился очень долгим. На это ушло 2 года от момента, когда мы задумались и до момента, когда мы открыли этот магазин. А сложности в том, что если в NOVUS сегодня уже построена система наставничества, где люди растут снизу-вверх, где человек окунается в среду и есть уже дух компании, то в Николаеве люди еще не готовы работать душевно и морально по нашим стандартам. Еще очень тяжело перестроить привычки. Это как жениться: уходишь жить в семью жены, а там свои правила, свои законы, а ты пытаешься их поменять. Сейчас как раз тот сложный процесс, когда помимо документооборота еще меняется и мышление сотрудников, начиная с уборщицы и кассира, заканчивая управляющим магазина.

– Удается?

– Конечно, удается. Но когда у тебя здесь уже 30 магазинов, и ты открываешь 31-й, и 30-40% персонала переходит из твоих действующих магазинов, то это срабатывает автоматически. В Николаеве у нас нет никого из наших сотрудников.

Кстати, очень быстро отреагировал антимонопольный комитет. Буквально через неделю после открытия магазина в Николаеве мы получили запрос, по которому мы должны были представить документы. Для удобства я преведу пример в тонны: думаю, что там от 2 до 3 тонн документов, которые мы бы должны были предоставить. Сейчас мы обратились в центральный офис антимонопольного комитета и надеемся, что нам удалось убедить их, что франшиза никак не связана с концентрацией. Не все меняется так быстро, как хотелось бы.

Сейчас мы задумались над расширением этого проекта. Мы получили неожиданное предложение из другого государства. Сейчас оно находится на стадии обсуждения. Мы еще очень далеки от принятия решения, но уже есть какие-то письма, цифры на бумагу ложатся.

– Чего вы ждете от государства?

– Самое главное, я бы хотел, чтобы те, кто пытается что-то менять, слышали тех, для кого они пытаются это делать. Второе – нужно убрать популизм, потому что, наверное, вначале надо думать о сокращении расходов, но следующим этапом должно быть увеличение доходов.