Опубликовано

Российская водка теряет позиции на мировом рынке

Сокращение легального рынка водки в России продолжает негативно сказываться на позициях брендов в глобальном рейтинге. По данным авторитетного журнала Impact, в 2015 году в десятку самых продаваемых водок попала только "Пять озер", тогда как еще в 2014 году компанию ей там составляли "Беленькая" и "Зеленая марка". Из крупных брендов, которые выпускают российские компании, рост показал только "Русский стандарт".

Журнал Impact выпустил очередной ежегодный рейтинг топ-100 мировых брендов крепкого алкоголя (есть в распоряжении " Коммерсантъ "). Из него видно, что 2015 год оказался в целом неудачным для российских водочных марок. Из них в десятку мировых лидеров продаж смогла попасть только марка "Пять озер" производства Алкогольной сибирской группы (АСГ): она заняла 8-ю строчку рейтинга с объемом продаж 3,8 млн дкл. В 2014 году эта водка была на 6-м месте. Кроме нее из российских брендов в тот год в десятке были также "Беленькая" (производитель — "Синергия") и "Зеленая марка" (холдинг Roust миллиардера Рустама Тарико), занявшие 8-е и 10-е места соответственно.

Все три марки в прошлом году показали существенное снижение объемов реализации. Так, продажи "Беленькой" упали на 26,6% до 3,2 млн дкл (14-е место), "Зеленой марки" — на целых 40,5% до 2,3 млн дкл (23-е место), "Пяти озер" — на 22,5%. В Roust, АСГ и "Синергии" цифры Impact назвали близкими к действительности. В России, согласно имеющимся у "Коммерсанта" данным Nielsen, в октябре-ноябре 2015 года указанные бренды занимали первые три места по продажам: у "Пяти озер" доля рынка в натуральном выражении в этот период составляла 4,5% (против 5% годом ранее), у "Беленькой" — 4,2% (5,2%), у "Зеленой марки" — 3,4% (4,8%).

Согласно отчету Росстата, в 2015 году в России спад производства водки составил 4%, до 63,9 млн дкл. Участники рынка ранее сетовали, что легальное производство сокращается из-за высокого акциза (500 руб. за литр безводного спирта для алкоголя крепостью более 9 градусов) и роста объемов нелегальной продукции, долю которой отдельные представители отрасли оценивали в 60–65%.