Опубликовано

Западные сети не боятся войны в Украине

Auchan инвестирует в охваченную войной Украину несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию, в которой оказалась наша страна.

Сеть Auchan трансформирует во Франции убыточные дисконтные гипермаркеты Halles в объекты Auchan City – в них будет больше свежих продуктов и био-предложений. Один лишь отдел с фруктами и овощами (до 400 наименований) занимает 200 кв. м. Кроме того, полигоном для Auchan City может стать объятая войной Украина, где у французов уже насчитывается более 10 гипермаркетов.

Львовский полигон

Хотя французский ритейлер в прошлом году прекратил свою деятельность в Макеевке Донецкой области, он по-прежнему присутствует в Киеве, Львове, Одессе, Запорожье и Кривом Роге. Во Львове прошлой осенью компания открыла свою вторую торговую точку и первую под знаменем Auchan City. Новый гипермаркет общей площадью 7 тыс. кв.м. является самым маленьким объектом французской сеть среди магазинов за Бугом и, вероятно, не единственным в своем роде, который будет построен в нашей стране.

Украинские торговцы обращают внимание на многочисленные неудобства, которые сопровождают появление пилотного Auchan City. Людмила Никитченко, владелец продуктового магазина в Житомире, считает, что французы должны сосредоточится на крупных городах во время тестирования новой концепции. "Оптимальным местом, чтобы открыть еще один магазин, может быть агломерация Киева, где покупательная способность потребителей в два раза выше, чем в других центрах", - рассказала г-жа Никитченко.

Отложенные планы

Несколько лет назад было много разговоров о планах выхода на украинский рынок компании Jeronimo Martins. Преимуществом этого оператора, несомненно, была бы возможность извлечь выгоду из польской логистической инфраструктуры и ноу-хау сети Biedronka. Человеческий фактор также не должен являтся проблемой, потому что молодой португальский управленческий персонал может набирать сотрудников для украинского рынка среди иммигрантов второго поколения из Украины, которые приехали в Португалию в 90-е годы - их число оценивается примерно в 50 тыс.

Но планы выхода на украинский рынок сорвала война. Рита Фрагозо из пресс-службы JM сообщила, что сейчас, в период политической нестабильности и экономического кризиса, сценарий расширения корпорации на Украине не принимается во внимание. Однако, она подчеркнула, что наш рынок представляет для владельцев сети Biedronka перспективную территорию для инвестиций.

Союзниками JM в Украине могут быть уже присутствующие здесь португальские поставщики продуктов питания. Одним из них является Imperial, производитель шоколада и сладостей, который может похвастаться годовым оборотом в 27 млн. евро. Компания, которой несколько лет назад Jeronimo Martins помогла появится на полках магазинов в Польше, может иметь шанс для ответного шага.

Увеличение операционных расходов

Новые инвестиции и планы иностранных сетей, касающиеся экспансии в Украине, могут вызывать удивление в ситуации вооруженного конфликта, продолжающегося уже длительное время. Ситуация в нашей стране не способствует развитию как оптовых, так и розничных торговых компаний, ведь в последние месяцы значительно снизилась покупательная способность местного населения. Не только Auchan, но и украинские предприниматели дистанцируются от бизнеса на разрушенной войной территории Донбасса и во все более нищенствующей украинской провинции. Кроме того, серьезной проблемой является также быстрорастущая стоимость ведения бизнеса. "Плата за газ, электричество и воду резко возросла. Стоит учесть также, что за прошедший год стоимости гривны упала больше чем в три раза по отношению к долару", – говорит Татьяна Германюк, владелец оптовой сети в центральной части Украины.

Гипермаркеты сияют пустотами

Украинский рынок, несмотря на войну, манит иностранных инвесторов. Новые объекты, тем не менее, находятся в неопределенности. Примером может служить открытый несколько лет назад гипермаркет METRO в Житомире. Немецкий ритейлер массово распространял карты лояльности, дающие клиентам право на скидки, но заведение сияет пустотой, так как у местных жителей нет налички. Еще одной проблемой является перенасыщение украинского рынка традиционными магазинами. Дискаунтеры Jeronimo Martins могут рассчитывать на успех только в крупных городах, таких как Киев, Одесса и Львов – считают журналисты wiadomoscihandlowe.pl.