Основные тенденции украинского FMCG рынка в 2016 году
Отечественные ритейлеры все чаще ссорятся с поставщиками. По словам главы ассоциации поставщиков Украины Алексея Дорошенко, многие компании попросту отказываются работать с сетями и уходят в мелкие магазинчики и на рынки. Причем тенденция приобретает такой размах, что вскоре некоторым сетям будет попросту нечем торговать
Общество пустых полок
Тенденция ухода поставщиков из супермаркетов для рынка в общем-то не нова. Первый массовый исход компаний из сетевой розницы произошел еще на волне резкого обесценивания гривны в феврале 2014 г. (тогда из-за задержек платежей многие компании не то, что ничего не заработали, но и влетели в немалые убытки). В прошлом сезоне этот тренд еще больше укрепился, а с начала этого года и вовсе приобрел угрожающие масштабы.
"К сожалению, оперировать цифрами мы не можем. Нынешний год оказался первым за последнее время, когда по состоянию на конец марта даже нет отраслевых итогов прошлого года. Супермаркеты попросту не предоставляют исследователям своих отчетов, так как хвастаться им, мягко говоря, нечем. Но наш собственный мониторинг показывает, что ассортимент продуктов во многих торговых сетях существенно сузился", — утверждает Алексей Дорошенко.
Директор компании GT Partners (исследует розничный рынок) Игорь Гугля сообщил UBR.ua, что данные за прошлый год он сможет предоставить не ранее мая. "Но уже сейчас понятно, что в деньгах товарооборот вырос из-за инфляции, а в натуральном выражении он, скорее всего, просел", — отмечает эксперт.
Впрочем, поставщиков заставляет менять дислокацию не столько их принципиальность, сколько изменение покупательских предпочтений. Дело в том, что украинцы сейчас все чаще скупаются не в супермаркетах, а в небольших магазинах и на рынках. Главным критерием отбора торговых точек стала цена.
Представитель сети АТБ Анна Личман рассказала UBR.ua, в последнее время сократились продажи продуктов эконом-класса. "Это значит, что граждане, которые ранее их приобретали, ушли из цивилизованной розницы", — констатирует она.
"Кроме того, идет так называемое дробление покупок: человек покупает продукты в разных магазинах, пытаясь воспользоваться, скажем, специальными ценовыми предложениями", — добавляет эксперт.
По ее данным, в феврале этого года средняя "корзина" в "АТБ" в натуральном выражении похудела, по сравнению с прошлым годом, на 8%. В список самых продаваемых товаров попало лишь самое необходимое: яйца, туалетная бумага, сахар, капуста, и, очевидно, в качестве лакомства, бананы.
Как придумывают цены
У небольших магазинов в вопросе цены появилась большая фора: они продают товар с колес, быстро возвращают деньги поставщикам, а те в свою очередь готовы предоставлять им минимальные цены.
Уход части поставщиков лишь усугубил положение остальных. Теперь у сетей еще меньше возможностей вовремя с ними рассчитываться, говорит Дорошенко. Отсрочки платежей на несколько месяцев (а некоторые торговые точки и вовсе не рассчитываются с долгами) в условиях постоянного роста курса доллара заставляет производителей и импортеров закладывать все риски в цены.
"Они формируют ценник по следующей формуле: реальный курс плюс 2-4 грн./$ сверху. Когда доллар в обменниках подрос до 28 грн., его считали по 32 грн. Сейчас немного дешевле — по 31 грн./$", — уточнил UBR.ua Дорошенко.
Продавать товар подороже производителей заставляет и тот факт, что ритейлеры запрещают им самовольно поднимать цены. О грядущем подорожании сеть нужно предупреждать за 15-30 дней и эти сроки четко прописаны в договорах. Получается, что поставщики закладывают подорожание, причин для которого еще, возможно, и не будет, уже в стартовые расценки. И это явно невыгодно потребителям.
При поставках товара в небольшие магазины работает другая схема — цена формируется исходя из поточного валютного курса — дороже продавцы просто не возьмут, благо выбирать у них есть из кого.
Но и подорожание в небольших торговых точках более стремительное — фактически ценники могут поменяться уже через пару часов после того, как обновился валютный курс.
Сети мельчают
Проблемы сетевого ритейла усугубляют огромные долги. Несколько лет кряду компании соревновались в наращивании количества магазинов, открывая их в том числе и за кредитные средства. В итоге у многих сейчас серьезные проблемы с платежным балансом, рассказывают эксперты.
"Ходят слухи, что практически все сети, которые не имеют счастья входить в топ-5, сейчас активно ищут инвесторов. Иначе они просто не выживут", — сообщает Дорошенко. Игорь Гугля отмечает, что разговоры о массовой распродаже сетей ведутся уже давно. "Но пока никто никого не покупает. Каждый год все ограничивается парой закрытий и парой премьер", — утверждает он.
Попавшие в затруднительное положение сети попытаются подружиться в первую очередь с более успешными коллегами. Ведь ожидать появления на нашем рынке иностранных ритейлеров, которых теоретически могли бы заинтересовать украинские супермаркеты в ближайшее время не приходится, считает Личман. Вместе с тем эксперт не смогла уточнить поступают ли в их компанию предложения о покупке.
"Если "АТБ" и проводит подобные сделки, то разве что точечно, приобретая отдельные помещения под магазины. У нас такие требования к торговым помещениям, что ни одна существующая в Украине сеть полностью нам не подойдет", — сообщила Личман.
Вместе с тем, крупные компании продолжают расширять покрытие. "Мы планируем в этом году открыть 100 новых магазинов (в прошлом — 54). Приоритетные регионы — запад и юг", — говорит Личман.
Те, кто готов вкладывать деньги в расширение, присматривается к наиболее экономным форматам, в частности, дискаунтерам, которые сейчас посещают активнее, чем классические супермаркеты. К примеру, на днях Retail Group ("Велика кишеня", "ВелМарт") открыла дискаунтер в Луцке. В планах — запуск торговых точек в Херсоне и Мариуполе. Кроме того, компания обнародовала планы открыть в Киеве 5-10 магазинов у дома. Как на дрожжах растет и сегмент магазинов у дома.
По информации GT Partners, на конец прошлого года в Украине насчитывалось порядка 3,6 тыс. магазинов самообслуживания. Из них около 1,5 тыс. — это небольшие торговые точки. Для сравнения: в 2014 г. "малышей" было чуть более 1,2 тыс.
"Помимо спроса на такой формат, потенциальных инвесторов подстегивает изобилие недорогих помещение небольшой площади и сравнительно небольшой входной порог. Чтобы открыть магазин в 50 кв.м нужно всего $20 тыс.", — подсчитал Гугля. По его мнению, сегмент мелкой розницы "у дома" будет активно развиваться и в этом году.