Российский онлайн-ритейлер Ozon начинает продажи продуктов питания
Интернет-ритейлер Ozon начал торговать продуктами питания и алкоголем. Эксперты считают, что перспективы этого сегмента рынка не самые радужные. Во-первых, в России онлайн-торговля продуктами не развита, ее доля в общем обороте продаж в интернете составляет лишь 2%, меньше только у ювелирных украшений и зоотоваров. А во-вторых, сам сегмент не развивается из-за многочисленных законодательных ограничений, к тому же кризис в целом снижает привлекательность онлайн-торговли - пишет Известия
Интернет-торговец Ozon решил заняться продажами продуктов. В прошлом году компания запустила продажи чая и кофе, планировав на этом остановиться, объяснили в ритейлере "Известиям". Тогда ориентиром были компании, которые закупали бы эти товары для сотрудников в офис.
— Но после старта продаж мы увидели, что этими товарами активно интересуются обычные потребители, и решили расширить линейку продуктовых товаров для них, — уточнила пресс-секретарь Ozon Мария Назамутдинова.
Уже ко II кварталу 2016 года категория продуктов питания была представлена снеками, детским питанием, маслами и бакалеей: макаронные изделия, крупы, сахар и т.д. Сейчас у ритейлера 5 тыс. наименований товаров, каждую неделю Ozon добавляет по 600 новых видов продуктов. Продажи продуктов питания категории fresh (мясо, молоко, овощи и фрукты) интернет-торговец пока не рассматривает, хотя готов продавать алкогольную продукцию, если это будет позволено законодательно.
По итогам I квартала 2016 года процент продуктов питания в выручке — 1,1%. Средний чек при покупке этой категории — 800 рублей, тогда как в других — 2,5 тыс. рублей.
Мария Назамутдинова говорит, что продукты питания, как правило, заказывают с товарами других категорий — косметикой, одеждой и книгами, что не характерно для другой продукции.
— Обычные товары чаще всего сочетаются с 1–2 категориями в рамках одного заказа, а не со многими. Например, детские товары — с детской литературой, товары для дома — с бытовой техникой, зоотовары — с косметикой и пр., при этом книги монозаказные в 56% случаев, — уточняют в компании.
Напомним, что ранее Ozon специализировался на продажах книг, а позднее расширил линейку товаров. Тройка ведущих категорий в продажах — книги (28%), электроника (26%) и товары для детей и мам (14%). Сегодня Ozon — лидер по количеству покупок в России (доля на рынке 32%), на втором месте — "Эльдорадо" (11%), на третьем — "Юлмарт" (9%).
Как выяснили "Известия", продажи продуктов питания в интернете являются одними из самых непопулярных. Так, по итогам 2015 года, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), на них приходится лишь около 2% от всего объема онлайн-продаж — 760 млрд рублей (+7% год к году). Например, продажи категорий одежды и бытовой техники составляют более 30% каждая. Компаний на этом рынке немного — "Утконос", "Седьмой континент", "Окей" и "Азбука вкуса".
Из года в год ритейлеры говорят о том, что стоимость логистических процессов сводит на нет прибыльность этой торговли. Тем не менее ведущие ритейлеры страны — X5 retail group и "Магнит" — ранее заявляли, что рассматривают возможность полноценного запуска подобных онлайн-продаж.