Опубликовано

Директор Винницкого молочного завода "Рошен": "Мы активно сотрудничаем с мировыми лидерами по производству продуктов питания"

Два года назад на украинском молочном рынке появился новый завод – крупнейшая кондитерская корпорация ввела в эксплуатацию молочного гиганта мощностью переработки 600 т молока в сутки. Изначально планировалось, что предприятие будет работать только в тесной связке с самой корпорацией – снабжать молокопродуктами кондтерские фабрики. Но экономические реалии подкорректировали планы работы предприятия - пишет Сегодня

В своем интервью директор Винницкого молочного завода Дмитрий Рощупкин рассказал о том, как компания адаптировалась к экономическим реалиям, насколько конкурентна продукция завода на внешних рынках и как он оценивает шансы украинской "молочки" на европейском рынке.

Винницкий молочный завод "Рошен"работает на рынке уже в течение двух лет. Чего удалось достичь за эти два года и как сейчас себя чувствует предприятие ввиду сложной экономической ситуации и сложностями с рынками сбыта?

- Мы начали работать в июне 2014 года. Изначально мы строились как предприятие, которое закроет все нужды корпорации Рошен в молочном сырье для производства кондитерских изделий. И проектировался завод – все участки, мощности, исходя из этой цели. Но к моменту запуска ситуация на кондитерском рынке изменилась – в 2013 году  вступило российское эмбарго – наша задача была загрузить максимально эффективно наше предприятие и продавать продукцию не только в рамках корпорации, но и контрактоваться с другими производителями, потребителями, как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

-  Все ли задуманное и запланированное удалось?

- На сегодня, да. Мы запустили все участки и продуктовые линейки, работаем в соотвествии с международными требованиями.

Вы говорите о европейских стандартах или каких-то других требованиях?

- Мы работаем и по европейским, и по общемировым требованиям. Кроме Европы у нас очень много стран, которые создают нам рынок сбыта. И там порой требования к качеству даже жестче, чем в ЕС. Я бы никогда не ограничивался одним словом – Европа. Это и Азия, и  Северная и Южная Америка, и Африка, Арабские страны, Ближний Восток. То есть наши производственные процессы выстроены в соответствии стребованиями наших потенциальных и реальных покупателей.

-  Вы говорите о стандартах качества. А какими сертификатами это подтверждено? Ведь зачастую производители любят декларировать качество,  не подтверждая конкретними документами.

- В первую очередь, это ISO22000, в этом году получен сертификат FSSC  -  это, можно сказать, высшая лига в контроле пищевых продуктов. И, соответственно, благодаря этим сертификатам и сертификатам,которые мы получали для работы на отдельных рынках, такие, как Халяль – для рынков мусульманських стран, Кошер – для работы с потребителями кошерних продуктов в Израиле и других странах, мы наработали программу продаж на внешние рынки. Кроме этого, наши ключевые клиенты ежегодно проводят собственные аудиты производства и систем управления качеством нашего предприятия. Экспорт, который на сегодняшний день у нас ведется в более, чем 30 стран – достаточно мощное направление. Кроме того, мы достигли прогресса в качестве продукции для наших кондитерских фабрик.

- А вообще, не стоит забывать, что наша компания изначально выдвигала высокие требования к качеству молочного сырья для кондитерских изделий (ранее и для зарубежных поставщиков). Поэтому многие трейдеры на старте охотно начинали с нами работать, зная, что наша продукция успешно поставляется на кондитерские предприятия "Рошен".

- При этом, я хочу подчеркнуть, что не надо рассматривать узко понятие "качество" как набор физико-химических показателей и только. Это, прежде всего, работоспособность всей команды от этапа заготовки сырья и подготовки контракта до этапа прибытия контейнера на противоположный конец земного шара. Качественным должно быть также выполнение взятых на себя обязательств – многие наши постоянные партнеры с удовлетворением отмечали: "Вы одна из считанных украинских компаний, которая соблюдает графики и объемы поставок, причем на протяжении всего года, а не только в период "переизбытка производства".

Все ли продукты, ассортиментные позиции, которые планировались, сегодня выпускаются?

- Практически все.  Помимо стандартных сухих молочных продуктов, масла и сгущенного молока мы запланировали ряд продуктов, достаточно уникальных, которые производятся на просторах СНГ только нашим заводом, да и в мире производителей таких товаров единицы. Это карамелизированное сухое молоко, молоко с повышенным содержанием свободных жиров, сухие сливки, молочный жир и его фракции – олеин и стеарин. Все эти продукты мы производим сегодня, поставляем и на фабрики, и украинским потребителям, и на экспорт.

-  Насколько загружены мощности завода сегодня?

- Изначальная мощность предприятия – переработка 600 т сырого молока в сутки с возможностью при необходимости увеличения мощности завода до 1200 т в сутки.  Если говорить о загрузке, то мы на сегодняшний день исходим из экономической целесообразности переработки такого объема. Не проблема сегодня на предприятии его переработать, и в отдельные месяцы загрузка почти 100%. Среднегодовая загрузка на сегодня – около 550 т молочного сырья в сутки.

Могли б Вы расказать, как распределяется продукция завода между фабриками Рошен, внешними покупателями на украинском рынке и экспортными поставками?

- Около 60-65% продукции в зависимости от сезона – это поставки в пределах корпорации, остальное –украинские партнеры и экспортные поставки в соотношении 10% на 90%.

-  Расскажите, какие страны кормит молочный завод Рошен?

- Долго перечислять… Стартовали мы с традиционных для украинских экспортеров рынков – СНГ, Ближний Восток, Северная Африка. Но затем быстро вышли на рынки Юго-Восточной Азии, стран Персидского Залива, осуществили поставки в США, Канаду, Мексику, Панаму.В этом году мы смогли выйти с нашим  украинским сухим молоком на Японию, сейчас готовимся к отгрузкам на Китай. Помимо сухого молока активно продаем масло и молочный жир. Всего за 2015 год продано 34 367 тонн различных молочных продуктов.

В последний год мы активно сотрудничаем с компаниями, которые являются мировыми лидерами по производству продуктов питания. Это такие компании как Nestle, Unilever, Kraft-Mondelez, Danone, трейдеры глобального масштаба и другие.

-  Как вам удалось их убедить?

- Представители этих компаний приезжали на наше предприятие в течение двух лет, проводили у нас скурпулезные аудиты, исследовали все производственные процессы, качество работы персонала, сырьевую зону, систему контроля качества, в общем, – все производственные цепочки. Все аудиты прошли благополучно, на сегодняшний день мы имеем номер глобального мирового поставщика компании Nestle, пройден аудит в Unilever, в течение месяца, думаю, получим одобрение от Kraft-Mondelez (уже успешно осуществлена первая поставка).

-  Насколько я знаю, да Вы и сами обмолвились, что совсем скоро планируете начать работу с европейскими потребителями...

-  Да, буквально на днях.

Каковы планы по работе с ЕС, которые одни аграрии называют обманкой из-за квотирования, другие – шансом с небольшой вероятностью выполнения по причине высокой конкуренции на рынке?

- Наличие еврономера отнюдь не означает начала поставок. Это некий пройденный этап, после которого стоит новый шлагбаум, множество процедурних моментов. Честно говоря, когда говорят, что Европа нам открылась, это выглядит забавно. Есть еще вопросы с квотами, пошлинами, но самое главное – наличие конкретного покупателя, готового переключится с европейского на украинский товар. И сегодня – это самое важное для нас, что такие покупатели у нас есть. Если идти в лоб и платить все пошлины, мы можем делать это хоть завтра – будет ли это экономически эффективно? Можно ради пиара взять это сделать разок-другой, например, осуществить поставки на литовскую или венгерскую кондитерскую фабрику. Но мы хотим глобального присутствия, признания качества и оптимальной экономики.

-  С чего планируете начать – Литва и Венгрия или, может, ближняя Польша? И, главное – когда?

- Думаю, в этом году уже что-то пойдет. Хотелось бы, чтобы эти поставки были не тольков Литву и Венгрию, чтоб не говорили, что мы нужны только самим себе. Но начнем мы с этих уже знакомых рынков, а также с сотрудничества с трейдерами – некоторые из них уже подтвердили документально свои заказы на нашу продукцию в европейский регион. Мы действительно хотим сами себя проверить, насколько мы конкурентны на том рынке. Сейчас парнеры готовы покупать нашу продукцию на таких же условиях, как и для других рынков.