Опубликовано

Европейский рынок розничной торговли в 2016 году: медленный, но неуклонный рост

Компания GfK провела детальное исследование рынка розничной торговли в 33 европейских странах. Предметом изучения были: покупательная способность, доля розничных покупок в общих расходах населения, инфляционные процессы, производительность продаж. Также спрогнозировано оборот на 2016 год.

Результаты исследования опубликованы в новом издании ACROSS Magazine, что было основано в 2016 году на европейской конференции Комиссии по международной гражданской службы (ICSC) в Милане, Италия. Украина (за исключением АР Крым и неконтролируемых государством территорий Донецкой и Луганской областей) впервые включено в исследование розничного рынка европейских стран проводит GfK.

Покупательная способность в 2015 В 2015 в большинстве стран происходило экономический рост, снижение безработицы. Эти процессы нашли отражение в номинальных показателях покупательной способности, которые повысились в ЕС на 3,7 процента по сравнению с предыдущим годом. Это означает, что каждый среднестатистический житель ЕС потратил за год 15 948 евро на потребление, аренду, сбережения и пенсионное страхование. В Украине покупательная способность снизилась на 3% (в национальной валюте). Средняя покупательная способность украинском в 2015 году составляла 979 евро, что стало самым низким показателем среди исследуемых стран.

Прогноз оборота на 2016

В 2016 предприятия розничной торговли продолжат укреплять свои позиции. В 28 странах ЕС, по прогнозу GfK, темпы развития несколько замедлятся: рост составит 1,1 процента (по номинальной стоимости евро). Наиболее положительная динамика ожидается в Румынии (+ 7,2%) и странах Балтии (от + 3,8% до + 4,9%), которые постепенно догоняют более развитые рынки. Мы прогнозируем стабильную динамику в розничной торговле Швеции (+ 4,8%) и Испании (+ 3,7%). В Украине 2015 году оборот стационарных торговых предприятий снизился на 24,2% в евро.

Доля розничных покупок в частном потреблении

В 2015 во многих европейских странах потребители охотно воспользовались низкими ценами на энергоносители и топливо, благоприятной экономической ситуацией и повысили свое благосостояние. Однако основную выгоду от этих благоприятных условий получили другие отрасли, а не розничная торговля. Поэтому сокращение доли розничных покупок в частном потреблении продолжалось и в 2015 В среднем по всем странам эта доля составляет 30,4 процента. Хотя потребители имеют деньги на покупки, однако предпочитают тратить больше средств на услуги, путешествия, отдых, чем на товары. Такие преференции приводят к уменьшению доли расходов на покупку потребительских товаров. А в Украине доля розничных покупок в частном потреблении составляет 64%, что является самым высоким показателем среди всех стран, которые охватывает исследование.

Инфляция:

Потребительские цены в 2015 г.. остались на том же уровне (+ 0,0%). Это редкое явление для промышленности и торговли. В феврале 2016 Европейская комиссия спрогнозировала повышение цен на 0,5%, вызванное экспансионистской политикой центрального банка и экономическим подъемом. Однако инфляционные ожидания ослабляются низким ценам на сырье. В 2015 во многих европейских странах фактически имела место дефляция цен. В 2016 Европейская комиссия предусматривает уменьшение потребительских цен только в Словении (-0,3%), Румынии (-0,2%), Литве (-0,1%) и Болгарии (-0,1%). В Украине инфляция существенно замедлится в 2016 году по сравнению с 2015 года. По прогнозу НБУ в 2016 году инфляция составит +12 +/- 3 процента.

Торговые площади:

торговые площади в 28 странах ЕС в прошлом году расширились на 0,3%. Показатель торговых площадей на душу населения 1,17 м² в этих странах остался на уровне 2014 из-за незначительного увеличения численности населения. Несмотря на нелегкую ситуацию в розничной торговле, Португалия повысила свой показатель торговых площадей на душу населения до 0,98 м². В противоположность странам с насыщенным рынком розничной торговли, например Австрия (1,74 м²), Голландия (1,62 м²) и Швейцария (1,49 м²), рынки таких стран, как Греция (1,03 м²), Польша (0,93 м²) и Турция (0,66 м²) имеют мощный потенциал для развития рынка торговой недвижимости. В Украине показатель торговых площадей на душу населения в 2015 г.. составил 0,42 м².

Доходность торговой площади:

За прошлый год доходность торговых площадей в 28 странах ЕС улучшилась на 2,7 процентов, достигнув 4200 евро на м² торговой площади. Это хорошая новость для стационарных торговых точек, которым удается достигать успеха уже 2 года подряд после нескольких падения доходности торговых площадей. Динамика онлайн продаж замедлилась на зрелых рынках, и магазины постепенно приспосабливаются к новым условиям. Убыточные магазины были закрыты в процессе дигитализации каналов продаж и внедрения многоканальных решений. Самый высокий уровень доходности торговых площадей традиционно демонстрирует Северная Европа, Швейцария и Люксембург, а самый низкий - Восточная и Юго-Восточная Европа. Однако последние постоянно наращивают обороты. В Украине в 2015 г.. доходность торговых площадей составляла 1934 евро на м² торговой площади.

"В целом 2015 был удачным годом для европейских потребителей, - считает д-р Гарольд Доплбауер, эксперт GfK в области розничной торговли и руководитель исследования. - Экономика ЕС выросла на 4,7%, а уровень безработицы упал в большинстве стран. Значительно увеличилось личное потребления. Через низкую процентную ставку традиционные сбережения стали менее привлекательными, в результате многие потребители предпочитают тратить свои деньги, что идет на пользу развития розничной торговли. Однако существуют значительные различия между отдельными регионами Европы. Наряду с позитивными изменениями, существуют политические и экономические проблемы. Будущее покажет, как повлияет на готовность европейских компаний и потребителей инвестировать кризис беженцев и угроза терроризма, а также слабость экономики в развивающихся странах. "

Рейнгард Винивартер, издатель ACROSS Magazine, партнер GfK в этом исследовании, комментирует: "Исследование GfK предоставляет ценную информацию для сектора розничной торговли и торговой недвижимости о текущей ситуации на рынке. Мы рады, что благодаря нашему сотрудничеству с GfK этот рынок станет для наших читателей более прозрачным, а значит они смогут более уверенно вводить свои инициативы в сфере розничной торговли в европейских странах ".

Аналитики GfK Ukraine комментируют: "Украина впервые включено в международное исследование розничной торговли, охватывающей 28 стран ЕС, а также Турцию, Норвегию, Швейцарию и Россию. Резкое обесценивание гривни в 2015 году привело к низким позиций Украины в евровом измерении по сравнению с другими странами исследования . Однако, следует отметить, что масштаб падения покупательной способности был меньше, чем масштаб девальвации, поскольку внутренние цены росли медленнее, чем обесценивалась гривна. Более половины товаров в розничном товарообороте произведенные в Украине (57.8% по оценке Госкомстата в 2014 году). После падение в 2015 году розничный товарооборот выходит на положительную динамику в 2016 году. по данным Госстата, за первый квартал 2016 года розничный товарооборот предприятий в реальном измерении вырос на 3,6%. "

Информация об исследовании

Для оценки рынка 33 европейских стран компания GfK применила следующие показатели: покупательная способность, оборот розничной торговли и доля розничных покупок в общих расходах населения. Также представлены прогноз оборота розничной торговли на 2016 и анализ тенденций потребительских цен. Приведены результаты изучения ситуации с торговыми площадями и доходности торговых площадей в европейских странах. Исследование включает также 4-страничный анализ рынка розничной торговли Голландии. GfK вычисляли оборот и покупательную способность по среднегодовому курсу евро в 2015 для национальных валют (по данным Европейской комиссии).