Опубликовано

В магазинах Швеции наличными рассчитываются лишь 20% покупателей

В Швеции через пять лет практически не будут использовать наличные, считает Никлас Арвидссон, профессор из стокгольмского Royal Institute of Technology.

В шведских автобусах невозможно расплатиться наличностью, в метро нельзя с ее помощью купить билет, ритейлеры имеют законное право отказываться от приема монет и банкнот — и даже церкви во все большей степени предпочитают платежи по картам, указывает The Guardian.

По данным Riksbank, платежи наличными составили в прошлом году 2% всех платежей в Швеции — и предполагается, что к 2020 году эта доля опустится к 0,5%. В магазинах на долю наличности приходится 20% платежей, что вдвое меньше, чем пятью годами ранее. Среднемировой показатель — 75% - передает  RNS 

Около 900 из 1600 банковских отделений в Швеции более не держат наличности и не принимают депозиты наличными, а во многих отделениях отсутствуют банкоматы (ATM).

Стоимость шведских крон в обращении опустилась с 106 млрд в 2009 году до 80 млрд в 2015 году.

С другой стороны, по данным Visa, шведы используют карточки более чем втрое чаще, чем средний европеец — по каждой карте в 2015 году было проведено в среднем 207 платежей.

Свою роль в уменьшении популярности наличных денег сыграли и мобильные приложения — в том числе Swish, которое было разработано совместно с основными банками, включая Nordea, Handelsbanken, SEB, Danske Bank и Swedbank. Это приложение использует телефонные номера для того, чтобы дать каждому человеку со смартфоном возможность переводить деньги с одного счета на другой в реальном времени.

"Swish, по сути, убрал наличность из жизни большинства людей в том, что касается межличностных платежей, — отмечает Арвидссон. — Он предлагает то же, что и платеж наличными: клиринг в реальном времени, который означает то же самое, что и передача банкнот из рук в руки".

Swish в настоящее время используется для более 9 млн платежей в месяц.

Уличные продавцы, в свою очередь, пользуются системой безналичных платежей Zettle, которая позволила некоторым нарастить продажи на 30%.