Опубликовано

Как менялись в Украине цены на продукты за последние годы

Стоимость продуктов растет в течение последних 20 лет. За это время гривна девальвировала в 15 раз по отношению к доллару. Поэтому стремительно росли цены на иностранные товары и продукты, в которых большое содержание импортного сырья. Это сладкие и сокосодержащие напитки, колбасные изделия, творожные десерты и др. Скажем, импортированный чай "Хейлис" подорожал с 19 грн до 78 грн за такую же пачку на 200 г - пишет Знай

Непонятно, почему рекордно подняли цены на воду "Миргородская". 1,5 литра в 2011 году продавали по 3,8 грн, сейчас — за 11. При этом воду добывают в Украине, бутылки также здесь делают. Например, пиво, в составе которого около 30% иностранных составляющих подорожало значительно меньше. Стоило 4,4 грн за 0,5 л, а сейчас 13 грн. Также странно, что отечественная 1,5-литровая упаковка мультифруктового сока "Садочок" подорожала более чем на 20 грн. В 2011 году его продавали по 9,64 грн, а сейчас - по 28 грн.

"За последние 6 лет условия производства продуктов изменились существенно. Выросла стоимость электроэнергии, газа, бензина. Это все влияет на конечную цену товара. Конечно, есть множество примеров, когда практически 100-процентные украинские продукты резко увеличились в цене. Думаю, в таком случае имеют место и спекуляции производителей. Я помню как минимум три волны существенного подорожания продуктов - в 1994 году, 1999, 2003, 2008 и 2014. Производители всегда искусственно накручивали цену под предлогом увеличения расходов. Особенно это явление стало популярным в 2000-х. Тогда роль супермаркетов существенно возросла. Они начали объединяться в повышении цен на ту или иную группу товаров", - объясняет экономист Александр Бойко.

"Конечно, если уж цена воды растет в три раза, то мясо также должно было подорожать. В него вкладывают больше расходов. Однако мясо - это такой продукт, реализацию которого, в отличие от воды, нельзя отложить до лучших времен. Люди просто не будут платить за мясо более 100 гривен, соответственно производителям придется отказаться от выращивания скота и перейти на другой бизнес. Они к этому не готовы, поэтому некоторые из них покинули свое дело, остальные существенно уменьшили доход и продолжают продавать мясо по невыгодной для себя цене ", - говорит Роман Кащук, эксперт аграрных рынков.

Если бы Антимонопольный комитет проверял цены и реально на них умел влиять, то можно было бы их опустить на 30% товаров, считают специалисты.

"К сожалению, процедура реакции и вынесения решения Антимонопольного комитета может длиться месяцами. И нет жестких функций карательного органа. Если ведомство обвиняет определенных производителей или продуктовые сети в увеличении цены и образования монополии, то они потом подают в суд. И эти судебные тяжбы могут длиться годами ", - считает Алексей Дорошенко из Ассоциации торговых сетей.

Зато растущие цены на продукты вредят не только каждому украинцу, но и экономике в целом, они делают большей инфляцию. Из-за желания бизнес-империй по производству и перепродаже товаров покупательная способность каждой гривни ежемесячно уменьшается. Например, по данным Госстата за 2016 год, покупательная способность 1000 грн уменшилась на 12%.

"Очень жаль, что сейчас страной руководят люди вчерашнего поколения. Они не совсем понимают, как работает рыночная экономика. Поэтому ничего не делают для адекватного регулирования цен в Украине. А может и понимают, просто не хотят уменьшать доходы своих предприятий ", - говорит Александр Бойко.

Напомним, с начала года перевозчики на междугородных и междугородных маршрутах начали поднимать цены.