Взгляд из Польши: в украинской торговле правит традиция
В Украине за 70% продаж отвечает традиционная торговля (рынки, киоски и гастрономы). Пятерке крупнейших сетей принадлежит только 18% рынка, из которых 12% - только двум компаниям. Нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране – вот главные причины, из-за которых современная торговля будет проигрывать традиционной еще несколько лет.
С населением почти 43 млн. жителей Украина является вторым по величине (после России) рынком Центрально-Восточной Европы, но в то же время одной из самых бедных стран в регионе – ВВП в расчете на душу населения ниже только в Молдове. Проблемой является также огромная двузначная инфляция. Низкие доходы украинцев приводят к тому, что большая часть денег, расходуемых в сфере продаж (55%), тратится на продукты питания. Хотя, стоит подчеркнуть, что это в среднем по стране, ведь жители таких крупных городов, как Киев, Харьков или Одесса определенно более обеспечены, чем проживающие в других регионах – информирует издание wiadomoscihandlowe.pl.
Киев и все остальные
В прошлом году в Украине работали только три западные торговые сети – Auchan (11 гипермаркетов), Billa (36 супермаркетов) и Metro C&C (32 торговые точки). Столица страны Киев – самый важный пункт на торговой карте Украины. В этом трехмиллионном городе функционирует 6 гипермаркетов Auchan – каждый площадью более 10 тыс. кв. метров. Покупки в представительствах французской сети также могут совершать жители Львова (2 единицы), Одессы, Кривого Рога и Запорожья. Что интересно, в прошлом году 11 гипермаркетов Auchan продали всего на 20% меньше товаров, чем все торговые точки Metro C&C.
Два местных гиганта
Лидером современной торговли в Украине является «АТБ-Маркет» – крупнейшая отечественная быстро развивающаяся торговая сеть. Магазины этой компании похожи на польские точки сети Biedronka. Это скорее супермаркеты, чем классические дискаунтеры. «АТБ-Маркет» насчитывает более 800 магазинов в более чем 200 городах. Ежедневно в них совершают покупки около 2 млн. украинцев, которые имеют на выбор 3,5 тыс. товаров. Собственные марки составляют около четверти ассортимента магазинов «АТБ». Оборот сети в 2016 году составил около 2 млрд. долларов.
Вторым игроком на украинском розничном рынке является другая отечественная компания – Fozzy Group. В ее состав входят премиум-магазины Le Silpo (в Киеве, Днепре и Харькове), около 260 супермаркетов «Сільпо» (в 60 городах), несколько сотен магазинов у дома «Фора», 10 гипермаркетов Fozzy Cash & Carry, а также сеть из нескольких десятков фармацевтических супермаркетов. Предполагаемые продажи Fozzy Group в 2016 году составили 1,8 млрд. долларов.
Совместно «АТБ-Маркет» и Fozzy Group контролировали в конце прошлого года 12,5% украинского рынка, - гласят данные компании Planet Retail. Для сравнения, обороты третьего крупнейшего игрока современной торговли Metro Group составили 0,5 млрд. долларов. На четвертом месте расположился Auchan (0,4 млрд. долларов), далее - сеть «Фуршет» (0,36 млрд. долларов). Самым популярным форматом магазинов в Украине остаются супермаркеты, которым принадлежит около 15% рынка, утверждают аналитики Planet Retail.