Опубликовано

Сколько сидра потребляет Украина

Сидр, как категория, появился в 2008 году, когда компания "Роял Фрут Гарден" приняла решение развивать новое направление и вывести на рынок продукт под брендом Royal fruit (ныне Cidre Royal). За 8 лет этот сегмент пополнился брендами Somersby (Carlsberg Ukraine), APPS ("Новые продукты"), Ciber ("Оболонь"), Ranetti ("Олимп"), Zonk! (Зонк!), Cidre Stella Artois (AB InBev) и др. По данным MMI TNS, потребление сидра уверенно растет. Это стимулирует рынок быть еще более конкурентным, а компаний-производителей выводить все новые торговые марки - пишет Дело

Европейская ассоциация сидра и фруктовых вин в своем обзоре за 2015 год оценивает реализацию сидра в Украине на уровне 7,7 млн л за год (по их же данным в 2014 году эта цифра составляла 5,4 млн л). Таким образом, на одного человека приходится порядка 20 л сидра в год.

"В 2017 году (за период январь-март) уже виден прирост по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 17% (по данным Госстат). Учитывая, что категория сидр имеет наименьшее налоговое давление среди алкоголя — акциз в размере 1,06 грн за 1 литр напитка 5%, по сравнению с 2,78 грн для пива или 10,80 грн для слабоалкогольных на спирту — это стимулирует выход на рынок новых игроков", − оценивает ситуацию Алиса Хоменко, аналитик отдела маркетинга ГК "Новые продукты".

Агентство Canadean, которое специализируется на исследованиях индустрии напитков, считает Украину второй в Европе страной по среднегодовым темпам роста рынка сидра — 110% за период 2010-2015 гг. Впереди нас только Чехия, в которой традиционно хорошо идет весь алкоголь. Это означает, что сидр — динамично развивающийся сегмент алкогольных напитков в Украине, который по качеству не уступает европейским странам, иначе бы потребитель не делал выбор в сторону этой категории.

По оценке Georgij Grebinskij, эксперта из Дании по тенденциям рынка FMCG в России и странах СНГ, Восточно-Европейский регион останется самым перспективным в масштабах всего мира. По его прогнозу, именно Украина к 2020 году займет вторую позицию по росту объемов продаж после Польши, которая идет с большим отрывом. Специалист объясняет это тремя факторами: хорошая урожайность, "торговая война" с Россией и низкие акцизы.

По мнению Алисы Хоменко, причинами положительной динамики роста производства сидра в 2014-2016 годах служили много факторов. Прежде всего, относительно "юный возраст" сегмента и стремление к здоровому образу жизни. Потребители устали от продуктов, которые содержат "химию", они следуют за натуральным и менее вредным.

Сидр стал прямой альтернативой традиционным слабоалкогольным напиткам (отчасти поэтому падает категория классического САН), но это и альтернатива легкому пиву — благодаря таким же освежающим качествам в жаркий летний период. В Украине становится все больше потребителей этого напитка, потому что он отвечает сразу нескольким запросам потребителей — натуральность, доступный аналог импортным продуктам на полках и соответствие европейским традициям потребления.

Если посмотреть на другие категории, которые претендуют на ту же аудиторию, что и сидры, то больше всего снижению производства подвержены в 2016 году слабоалкогольные напитки: −72%. А категория, в которую входит вермут, наоборот, увеличила объемы производства в 2016 году на 8%, что составило 19,118 млн л.

Потребление сидра до 2017 года

Несмотря на низкие показатели такого сравнительно нового продукта, из всех видов алкогольных напитков только сидры показывают устойчивый рост потребления для всего населения Украины (с учетом сезонности).

Чтобы увидеть, как появление сидров на рынке Украины влияет на потребление других спиртных напитков, стоит проанализировать, какой алкоголь выбирает потребитель помимо сидра.

Сидры — перспективная, но не до конца раскрывшая свой потенциал категория алкоголя. Несмотря на многолетнее присутствие продукта на полках магазинов и в медиа, потребление все еще находится на низком уровне, по сравнению с другим алкоголем. Переманить аудиторию потребителей пива, вина и шампанского на свою сторону сидры могут за счет своей коммуникационной активности и сообщений о продукте как о более здоровом и разнообразном в плане выбора вкусов.