Без паники: Пропустит ли таможня посылки с известными брендами
Стремительное развитие трансграничной торговли - это тренд, который затронул и Украину. Граждане поняли, что покупать одежду и технику часто дешевле через китайские и прочие иностранные интернет-магазины. Эту же схему ввоза используют и некоторые ритейлеры - пишет ЛIГАБiзнесIнформ
С недавних пор объемы международных отправлений исчисляются десятками миллионов в год. Понятное дело, официальные дистрибьюторы (или их уполномоченные представители) ощутили значительную конкуренцию со стороны неофициального (но законного) канала сбыта. Бизнесмены начали строить друг другу козни на таможне. Страдает пока преимущественно потребитель, который иногда может не получить свои посылки.
Вчера в разных украинских СМИ с разной степенью перекручивания и преувеличения отгремели новости о том, что теперь таможня имеет право не пропускать через границу посылки с товарами, которые украинцы заказали в иностранных интернет магазинах.
Можно ли это верить? Сначала, пожалуй, следует разобраться, откуда появились такого рода сообщения. Источником многих из них стал анализ таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, который провел сервис OpenDataBot . "Вам не доставят кроссовки Nike, iPhone и продукцию еще 1146 международных фирм, которые вы купили за границей", - ошарашил он вчера украинцев своим сообщением.
Откуда взялась эта информация? И является ли она новостью? Все началось с того, что СЕО крупнейшего в стране интернет-магазина Владислав Чечеткин опубликовал у себя на страничке в Facebook не менее сенсационный месседж.
"Отныне таможня запрещает физическим лицам ввоз в Украину товаров права на торговые марки которых заявлены в таможенном реестре. Не официально таможенные инспектора говорят что это строжайшее указание из Киева. Для любопытных уточню, ноу хау из раши. Работает в раше и теперь в Украине", - написал он.
Что странно: в украинском законодательстве или нормах таможенного контроля ничего не поменялось. Реестр объектов интеллектуальной собственности существует в Украине уже много лет (аналогичный есть и в других странах). И в него действительно вносят информацию о защищенных брендах правообладатели и их юристы/официальные дистрибьюторы в Украине с целью защиты рынка от контрафакта. В этом списке действительно есть и Nike, и iPhone и другие известные бренды. Но у украинцев по-прежнему остается право ввозить с помощью почтовых операторов без пошлины, налогов и таможенного оформления посылки стоимостью меньше 150 Евро. Тут тоже ничего не изменилось.
Почему же бьет тревогу Чечеткин и подхватывает месседж OpenDataBot? Как выяснилось, на рынке трансграничных почтовых отправлений в Украине действительно произошел прецедент. По информации руководителя Розетки, на таможне начали "застревать" посылки со смартфонами Meizu. Чечеткин винит в этом конкурента - Цитрус, который является эксклюзивным официальным дистрибьютором этих смартфонов в Украину. Якобы его представители написали в ГФС жалобу о том, что участились случаи контрафактного ввоза бренда Meizu, в том числе в посылках через логистических операторов. И таможня начала отрабатывать жалобу. В Цитрусе наличие подобных обращений подтверждают. Как выяснилось, их инициатором является экс-сотрудница этой розничной сети юрист Виктория Цитович. Она сейчас представляет интересы бренда Meizu в Украине.
Редакция LIGA.net с ней связалась. Виктория Цитович рассказала, что совершила контрольную закупку смартфона Meizu через магазин Розетка. Она выясняла, что товар поступает в Украину через логистического оператора Meest Express, а отправителем является Евромарт. Напомним, что Розетка работает по принципу маркетплейса, когда объявление о товаре на ее сайте может размещать другой магазин. Розетка в таком случае является агрегатором.
Виктория Цитрович отправила полученную информацию на таможню. Она указала, что речь идет о контрафакте. По ее словам, ГФС прислала ей уже порядка 100 уведомлений о том, что посылки с Meizu поступают в Украину не через официальный канал. "Как правило, покупатели от посылок отказываются. Судебных споров не было", - подчеркивает юрист.
По ее словам, таможня имеет право проверять посылки на границе в течение 10-ти рабочих дней. Как объясняет директор компании IPStyle, патентный поверенный Мария Ортынская, покупателям все-таки имеет смысл подождать. Ведь права на покупку товара в зарубежном магазине их никто не лишал. "Если по истечению 10-ти рабочих дней правообладатель не обращается в суд и письменно не уведомляет органы доходов и сборов об обращении в суд, то товар, задержанный на границе по его обращению, должен без проблем пройти растамаживание. Покупатель его получит, но с задержкой", - подчеркивает она.
Могут ли другие бренды или представители в Украине поступить подобным образом и заставить таможенников проверять посылки? Ответ - да. Но вплоть до последнего времени этого практически не происходило.
Что изменилось сейчас? За последние годы объемы трансграничной торговли с нашей страной увеличились в разы. В первую очередь это связано с тем, что много украинцев осознало: дешевле покупать одежду и технику через китайские интернет магазины. Президент Украинской ассоциации директ маркетинга Валентин Калашник недавно рассказывал, что за год в Украину приходит более 10 млн отправлений от продавцов AliExpress.
Часть украинских маркетплейсов тоже этим каналом пользуется. Проще раздробить коммерческую партию товара на несколько посылок, завести в Украину и продать конечному потребителю. В этом нет ничего противозаконного. Но такая схема, разумеется, не нравится официальным дистрибуторам товаров, которые платят все государственные налоги и пошлины при их ввозе. И они начинают все чаще прибегать к своему законному праву обращения в ГФС с просьбами блокировать контрафакт, под описания которого могут теоретически попасть все товары, идущие в Украину в обход официального дистрибутора.
Само собой разумеется, получается путаница. Логистические операторы начинают работать медленнее и непредсказуемо.
"Уже пятый день работники внутренней безопасности ГФС вмешиваются в работу сектора таможенного оформления международных экспресс-отправлений в нашей сортировочной станции, куда поступают посылки по международным направлениям. Не оказывая никаких объяснений, они осматривают все без исключения посылки, несанкционированно фотографируют и снимают на видео прием посылок с авиа и даже автомобильных рейсов и мешают их обработке, создавая искусственные препятствия. При этом каких-либо нарушений, которые бы давали основания для такой углубленной внимания, не обнаружено", - такое тревожное сообщение опубликовала на прошлой неделе Новая Почта. Не известно, связаны ли обыски каким-то образом с обращениями о контрафакте. Но, очевидно, что таможенники пытаются в последнее время усилить контроль.
Такой путаницы на таможне могло бы и не быть, если бы в Украине были четко прописаны нормы международной торговли в блоке об исчерпании прав на использование торговой марки. Подробно описывал эту проблему основатель Hotline.ua Сергей Арабаджи в колонке на Ain.ua.
"Некоторые страны считают, что импортер (покупатель) товара должен при ввозе в свою страну подтвердить у производителя право на его продажу. Это называется национальный принцип исчерпания прав. Если этого делать не требуется - это международный подход (более подробно здесь)", - пишет он.
По словам бизнесмена, на сегодняшний день, в нашем законодательстве принцип исчерпания прав четко не установлен. Формулировка Закона Украины Об охране прав на знаки для товаров и услуг позволяет считать, что устанавливается международный принцип, но об этом явно не сказано. "Это создает возможность для альтернативной трактовки: существующий Таможенный реестр объектов прав интеллектуальной собственности, который призван не допустить импорт подделок, используется некоторыми дистрибьюторами, вендорами и таможней для ограничения импорта оригинальной продукции (подробнее - мнение юриста)", - пишет Арабаджи.