Опубликовано

Битва за Marlboro. За что Филип Моррис доначислили 635 млн грн.

Государственная фискальная служба пытается взыскать с Филип Моррис Украина 635,3 млн грн. Налоговики подозревают компанию, которая владеет Харьковской табачной фабрикой, в нарушениях при импорте сырья и экспорте сигарет, а также незаконном использовании торгового знака Marlboro.

LIGA.net разбиралась, чем это грозит табачному гиганту.

ГФС и Филип Моррис Украина ведут судебный процесс ценой в сотни миллионов гривень. О разбирательствах между сторонами на своей странице в сети Фейсбук написал управляющий корпоративными коммуникациями Филип Моррис Украина Алексей Калиниченко. Харьковские налоговики вменяют компании нарушения при экспорте сигарет в Японию, а также незаконное использование торгового знака Marlboroпояснил Калиниченко в комментарии LIGA.net.

В ГФС отказались раскрывать подробности дела, ссылаясь на законодательные ограничения.

Основные претензии фискалов сводятся к тому, что Филип Моррис Украина якобы незаконно использовала льготы при ввозе сырья для производства сигарет, следует из постановления Харьковского окружного административного суда от 19 мая 2017 года.

Компания задекларировала ввоз на таможенную территорию Украины листового табака различных сортов, сигаретных фильтров и этикеток в таможенном режиме "переработка на таможенной территории Украины". Он предполагает освобождение от уплаты таможенных пошлин. 1 апреля 2015 года Харьковская таможня ГФС согласовала ввоз и переработку товаров сроком на 300 дней с дня завершения таможенного оформления. Срок действия разрешения - 1 год.

После проверки в первой половине 2016 года местное управление ГФС направило компании налоговые уведомления-решения на 635,3 млн грн, включив в эту сумму ввозную пошлину, дополнительный импортный сбор, НДС с ввезенных на территорию Украины товаров и штрафные санкции. 

Филип Моррис Украина опротестовала начисления в суде.

"Компания могла нарушить условия режима переработки на таможенной территории Украины", - пояснил LIGA.net собеседник в Кабмине на условиях анонимности. По его словам, нарушение кроется в том, что Филип Моррис Украина заключила внешнеэкономический договор на производство и реализацию продукции с нерезидентом и позиционирует его как договор переработки, но он имеет все признаки договора купли-продажи.

"Сырье, которое компания ввозит, помещается в таможенный режим "переработка на таможенной территории" и освобождается от уплаты таможенных платежей. Согласно Налоговому кодексу, в этом случае нужно вести отдельный учет по этому таможенному режиму", - поясняет чиновник. У Филип Моррис такого учета якобы не было. "Нельзя понять, какой объем льготного сырья был использован, сколько из него произвели продукции и, соответственно, сколько вывезли. Одно из условий льготного ввоза сырья - его полная переработка и вывоз", - говорит он.

"Компания фактически импортировала товар, изготовила из него товарную продукцию и экспортировала за пределы таможенной территории Украины на основании "договоров поставки", а не "договоров переработки", как должно было бы быть, чем якобы уклонилась от уплаты обязательных платежей и сборов", - поясняет Сергей Протасов, старший юрист юридической фирмы Trusted Advisors.

Филип Моррис экспортирует продукцию Харьковской табачной фабрики в Японию, подтверждают в компании, но отрицают какие-либо нарушения. "Налоговые доначисления мы считаем несправедливыми", - заявляет Калиниченко. По его словам, компания предоставила ГФС все необходимые технические спецификации без раскрытия конфиденциальной информации.

Одним из факторов доначислений является производство сигарет Marlboro на экспорт якобы без согласования технологических схем производства и рецептур с заказчиком, говорит Калиниченко. "Почему налоговая не проинформировала собственника бренда, что нарушаются его права со стороны их дочерней компании - Филип Моррис Украина?" - возмущается он.

Филип Моррис попыталась обжаловать обвинения налоговиков, но проиграла первую инстанцию. Сейчас дело рассматривается в апелляции.

Есть ли у нее шансы на победу? В соответствии со ст. 149 Таможенного кодекса, помещение товаров под таможенный режим "переработки на таможенной территории" допускается с письменного разрешения органа доходов и сборов по заявлению владельца этих товаров или уполномоченного им лица, к которому заявитель прилагает ряд документов, отмечает Протасов из Trusted Advisors.

Как следует из текста решения харьковского суда, разрешение, выданное таможней в апреле 2015 года, не было отозвано. "Исходя из доступной информации, можно утверждать, что Филип Моррис Украина действовало добросовестно в соответствии с полученным от таможенного органа "разрешением на переработку", которое не было отозвано или изменено", - считает Протасов. 

Поскольку на стадии апелляционного обжалования дело передается для проведения экономической экспертизы, вывод эксперта будет фактически определять судьбу апелляционной жалобы, и спрогнозировать его сложно. В случае поражения в украинских судах компания может отстоять свою правоту в международных судебных инстанциях, допускает Протасов.