Опубликовано

Доля интернет-торговли в глобальном ритейле в 2017 г. впервые превысит 10%

Мировые объемы e-commerce вскоре превысят $2 трлн. Если темпы роста не замедлятся, то за три-четыре года этот показатель удвоится. Онлайн-площадки постоянно меняются и диктуют правила игры традиционному «офлайновому» бизнесу: развивайся или закрывайся - пишет журнал Бизнес.

Доля онлайн-продаж в общей структуре ритейла постоянно увеличивается.

К примеру, в отчете статистического портала Statista указано, что в 2016 г. e-commerce обеспечивал 8,7% в структуре торговли, в 2017 г. аналитики прогнозируют рост до 10,1%, а к 2021 г. онлайн-торговцы отвоюют уже 15,5%.

Китайский тренд

На мировой арене тенденции в электронной коммерции задают крупнейшие игроки — Китай и США. Они же демонстрируют стремительные темпы роста.

По данным Национального статистического бюро Китая, в 2016 г. объемы продаж в онлайн-ритейле достигли $752 млрд. За год китайский рынок увеличился на 26,2%. Американский же рынок по итогам 2016 г. увеличился на 15,6% — до $394,86 млрд. При этом львиную долю прироста обеспечила всего одна компания — Amazon.

Европейский бизнес не сильно отстает от американского. Как свидетельствует European Ecommerce Report 2017, в прошлом году объем e-commerce увеличился на 15% — до EUR530 млрд. К концу года аналитики ожидают прироста еще на 14%. Активнее всего совершают покупки в интернете жители Великобритании, Дании и Германии.

По мнению Дмитрия Баценко, эксперта и лидера направления цифрового опыта консалтинговой компании Deloitte в Украине, отечественный рынок e-commerce также стремительно растет. Если в 2016 г. весь онлайн-ритейл оценивался минимум в 38 млрд грн., то к концу текущего года можно ожидать увеличения до 50-60 млрд грн.

При этом ситуация в Украине во многом перекликается с общеевропейскими тенденциями. Для нашей страны характерна сильная ценовая конкуренция и автоматизация процессов.

«С уверенностью можно сказать, что электронная коммерция может занять до 80-90% доли классической розницы и довольно сильно изменит другие сферы — логистику, рынок безналичных платежных систем, рекламный бизнес, — прогнозирует г-н Баценко. — Исходя из этого, можно оценить, что в перспективе, к 2020 г., объем рынка вполне может достичь $4-5 млрд, если в Украине не будет серьезных кризисов и катаклизмов».

На выРост

Вектор развития e-commerce определяется несколькими основными трендами. Первый — всеобщая глобализация и размывание границ. Например, китайские площадки (Alibaba, Aliexpress и др.) проникают на рынки других стран, составляя конкуренцию локальным онлайн-ритейлорам.

Кстати, успех китайского бизнеса объясняется еще и тем, что у него есть прямой доступ к производителям огромного количества товаров.

Похожие стратегии развития у eBay, Amazon и их ближайших конкурентов. Во многом такая экспансия стала возможна благодаря кооперации ритейлеров и логистических компаний, обеспечивающих быструю доставку покупок практически по всему миру.

Второй масштабный тренд — использование современных технологий: виртуальной и дополненной реальности (VR/AR), голосового управления, искусственного интеллекта и анализа больших объемов данных. 

Ритейлеры стремятся анализировать запросы покупателей, их поведение и настроения, а также используют все доступные инструменты, чтобы показать товар в наиболее выгодном свете.

«Например, китайский Tmall запускает специально разработанные AR-игры, чтобы продавать товары. Также разрабатываются целые “виртуальные магазины”, где покупатель, используя специальное оборудование, может перемещаться и выбирать товары», — рассказывает Ирина Холод, CEO компании Ukrainian E-commerce Expert.

Из этого вытекает еще один глобальный тренд — ставка на мобильные устройства. Вместе с проникновением смартфонов и доступного мобильного интернета растет и доля «мобильных» покупок.

По словам Ивана Портного, руководителя маркетплейса Prom.ua, владельцы смартфонов более склонны к импульсным покупкам, чем пользователи ПК.

Более того, мобильный онлайн-шопинг доступен где угодно, пользователи не привязаны к компьютерам. Потому в ближайшее время переход на «мобайл» будет трендом почти во всех сферах онлайн-торговли.

Маркетплейсы — одна из самых перспективных и быстрорастущих ниш электронной коммерции. На их развитие и делают ставку многие крупные игроки рынка. Кстати, этот тренд хорошо прослеживается и в Украине.

Как сообщили специалисты EVO.company, этот сегмент растет минимум вдвое быстрее, чем все остальные отрасли e-commerce. Так, только за первое полугодие 2017 г. товарооборот в украинских маркетплейсах увеличился на 64% по сравнению с показателем аналогичного периода 2016 г.

Украинский путь

Как утверждают опрошенные БИЗНЕСом эксперты, украин­ский e-commerce следует основным мировым трендам.

По мнению Ирины Холод, одним из наиболее перспективных векторов развития для украинского интернет-ритейла будет трансграничная торговля, а также интеграция офлайн- и онлайн-торговли. В отдельную категорию эксперты выделяют сегмент online-travel (онлайн-продажа авиа-, автобусных и железнодорожных билетов).

«Хочется выделить также яркий тренд последнего времени. Это e-commerce в новых сферах, развитие бизнес-решений из “неклассической” электронной торговли: стройматериалы, медицинские услуги, взаимодействие с государством (модели b2g и g2b)», — отмечает г-жа Холод.

По прогнозам Дениса Горового, директора по развитию EVO.company, вскоре в Украине изменятся драйверы e-commerce. В последние годы украинцы активнее всего покупали в интернете электронику, бытовую технику, одежду, обувь и аксессуары.

Но постепенно популярность набирают «нетрадиционные» для e-commerce товары и услуги вроде продуктов питания, алкоголя и медицинской помощи. Эксперты отмечают и активное развитие маркетплейсов, считая, что в будущем их позиции будут укрепляться.

Немалое влияние на онлайн-ритейл оказывает активное развитие логистических компаний. Интернет-площадки все чаще делегируют доставку крупным компаниям, таким как «Нова Пошта», «Интайм» и «Укрпошта».

«Характерный для Украины тренд, который давно прошел в развитых экономиках, — развитие безналичных платежей. Сейчас все крупные площадки работают с ведущими платежными системами, что несколько лет назад было редким явлением», — говорит г-н Баценко.

По данным Интернет Ассоциации Украины, регулярно интернет используют 21,6 млн украинцев. При этом прогнозируется дальнейшее проникновение интернета в села и небольшие города.

Самые активные пользователи — это школьники, студенты, военные, владельцы крупного и среднего бизнеса. И, вероятнее всего, именно их предпочтения будут определять, в каком направлении и какими темпами будет развиваться украинский e-commerce.