Опубликовано

Украина занимает последнее место среди стран ЦВЕ по насыщенности торговыми площадями - Colliers

В Украине на 1 тыс. жителей приходится 34 кв.м торговых площадей, тогда как в среднем по 13 странам региона Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) этот показатель составляет 200-300 кв.м, говорится в исследовании международной консалтинговой компании Colliers International.

Таким образом, Украина занимает последнее 13-е место среди стран ЦВЕ по насыщенности торговыми площадями, при этом насыщенность торговыми площадей на 1 тыс. жителей в Киеве составляет около 400 кв.м, занимая 10-е место среди столиц стран ЦВЕ.

"По нашим оценкам, в период 2018-2020 гг. продолжится расширение площадей торговых центров более чем на 200 тыс. кв. м в Беларуси, Чехии, Эстонии, Польши, Румынии, Сербии и Украине", - отмечают эксперты Colliers.

При этом по планам новых торговых площадей на 2018-2020 гг. Киев занимает первое место с примерно 675 тыс. кв.м, а Украина - третью позицию по планам открытия новых торговых площадей в 2018-2020 гг.

По данным Colliers, Киев разделяет второе место с Минском по количеству торговых площадей с показателем около 1,2 млн. кв.м (лидирует в этом списке Варшава), а Украина в целом среди стран ЦВЕ – седьмую позицию примерно с 1,7 млн кв. м.

Почти 100% ТЦ в Украине - традиционного формата, в то время как в странах-лидерах (Польша, Чехия, Румыния, Венгрия, Словакия) значительный процент приходиться на ритейл-парки, отмечается в исследовании.

Согласно ему, аренда 100-150 кв.м/мес. для ритейлеров одежды в премиальных ТЦ Украины, составляет в среднем $68/1 кв.м. В целом аренда этого сегмента в регионе ЦВЕ колеблется от EUR38 (Болгария, Словакия) до EUR200 (Чехия).

Кроме этого, средняя годовая ставка аренды в Украине составляет 10-12% от оборотов, тога как в других странах, в основном, в пределах 5-9%.

Ритейлеры в Украине также уплачивают около $6-10/мес. за коммунальные услуги (кроме супермаркетов и других арендаторов больших площадей), за услуги по маркетингу — $2-4/мес.

Как отмечают в Colliers, схема распределения торговых площадей в ТЦ во всех странах примерно одинакова: 30% занимает индустрия моды, по 10-12% — магазины кожизделий и обуви, гастрономия, а также сфера услуг, развлечения занимают только 3%, но, как и гастрономия, стремительно набирают обороты.

По данным исследовательской компании, самыми активными продуктовыми ритейлерами в ТЦ Украины являются Ашан, Billa, Fozzy, Novus и Сильпо, тогда как в других странах ЦВЕ лидируют Lidl (6 стран) и Kaufland (5 стран).

Среди брендов одежды в украинских ТЦ доминируют Inditex, LC Walkiki, LPP, MD и MTP, в целом по региону первенство принадлежит H&M и Inditex.

Исследование охватило Беларусь, Болгарию, Хорватию, Чехию, Эстонию, Венгрию, Латвию, Литву, Польшу, Румынию, Сербию, Словакию и Украину.