Опубликовано

Индекс потребительского доверия в ІІІ квартале 2017 года

После резкого падения в ІІІ квартале 2015 года индекс потребительского доверия постепенно растет и вернулся на уровень показателей начала 2014 года (58) – показали результаты исследования The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey в ІІІ квартале 2017 года.

«Картина украинской экономики может оцениваться экспертами с двух сторон, как в истории с наполовину пустым или наполовину полным стаканом. И, несмотря на то, что Украина постепенно показывает явные признаки восстановления, тяжелые времена 2014 и 2015 годов оставили глубокий нездоровый след в состоянии бизнеса, который еще предстоит вылечить», – комментирует Вайос Диморагас, Генеральный директор Nielsen в Украине и Беларуси.

Индекс вычисляется по трем показателям: оценки потребителями перспектив на рынке труда в ближайшие 12 месяцев, уровня финансового благополучия в ближайшие 12 месяцев и готовности тратить деньги в данный момент. Увеличение индекса потребительского доверия во IIІ квартале 2017 года по сравнению со ІІкварталом 2017 года объясняется улучшением показателей по всем трем индикаторам.

Абсолютное большинство украинцев продолжают считать, что страна находится в состоянии кризиса, при этом число таковых незначительно возросло – 92% во IIІквартале 2017 года по сравнению с 91% в IІ квартале 2017 года.  Две третьих украинских потребителей считают, что страна не выйдет из кризиса в ближайшие 12 месяцев.

Что беспокоит украинцев?

По-прежнему украинцев беспокоит война (33%). По поводу роста тарифов на коммунальные услуги переживает треть потребителей (33%), что на 5 п.п. выше, чем в предыдущем квартале. Рост цен на продукты питания (26%) и состояние экономики (23%)  на втором и третьем месте в рейтинге причин для беспокойств у отечественного потребителя и оба выросли по сравнению с кварталом ранее. 

Для сравнения, в Европе терроризм и иммиграция лидируют среди основных причин обеспокоенности людей во IIІ квартале 2017 года  – 25% - этот показатель слегка упал по сравнению с кварталом ранее.

На что тратят свободные деньги?

У 25% украинских потребителей не остается свободных средств после покрытия покупки товаров первой необходимости. Те, у кого они остаются, тратят свободные деньги на новую одежду (37%), на отпуск (30%) и делают сбережения (30%).

Значение индекса выше 100 пунктов говорит о преобладании в стране оптимистов, ниже 100 пунктов — пессимистов, а значение в 100 пунктов свидетельствует о равновесии между оптимистичными и пессимистичными ожиданиями от будущего. Исследование прошло среди онлайн-потребителей в сентябре 2017 года. По причине модификации и усовершенствования процессов данного опроса, он не проводился в I квартале 2017 года.

Об индексе потребительского доверия компании Nielsen

Исследование глобального потребительского доверия Nielsen (The Nielsen Global Consumer Confidence and Spending Intentions Survey) проводилось в сентябре 2017. Всего было опрошено более 30 тысяч потребителей онлайн из 63 стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы, Латинской Америки, Ближнего Востока, Африки и Северной Америки.

Выборка формировалась по половозрастным квотам для каждой страны с учетом количества пользователей Интернета в конкретной стране. Затем она была взвешена для достижения репрезентативности интернет-пользователей; максимальная погрешность выборки составляет ±0,6%. Данное исследование Nielsen основывается на поведении только тех респондентов, у которых есть доступ в Интернет. Степень его проникновения варьируется в зависимости от страны. Компания Nielsen учитывает стандарты минимальных требований к формированию выборки: минимальная степень проникновения Интернета – 60%, или 10 миллионов интернет-пользователей для включения страны в исследование. Индекс потребительского доверия для Китая был сформирован при помощи особой методологии и включал в себя опрос 3500 респондентов. Исследование глобального потребительского доверия (Global Consumer Confidence Survey) было начато в 2005 году.