Опубликовано

Геннадий Буткевич: Открытие одного магазина "АТБ" нам обходится в $1,5 млн.

Крупнейшая на сегодня украинская сеть дискаунтеров “АТБ-маркет” начиналась в далеких 1990-х на базе советских гастрономов. Тогда днепропетровский бизнесмен Геннадий Буткевич создал фирму “АгроТехБизнес”, которая торговала всем подряд. Позже к нему присоединились еще трое партнеров — Евгений Ермаков, Виктор Карачун и Сергей Тарасюк — вместе со своими активами, среди которых были и мясокомбинат, и завод минеральных вод, и кондитерская фабрика.

Спустя несколько лет построенная ими корпорация “АгроТехБизнес” сменила название на “АТБ”, а гастрономы трансформировались в сеть дискаунтеров. Капитализация “АТБ”, по оценкам ее основателей, сегодня составляет $2 млрд. В своем первом и пока единственном интервью для СМИ - журналу "Бизнес" - совладельцы корпорации “АТБ” рассказали, как им удалось сохранить партнерство на протяжении практически 25 лет, какие периоды были самыми сложными и готовы ли они сегодня продать сеть.

— Тройное партнерство — это сложно или нет? В чем секрет вашего длительного сотрудничества, ведь вы уже 24 года вместе развиваете бизнес? Причем, судя по показателям, весьма успешно. Многие примеры партнерств из 1990-х годов уже и не вспомнишь...

Геннадий Буткевич: Безусловно, у нас до сих пор есть сложности в принятии решений. Без этого никак — мы все очень разные. Но самое важное — во время наших обсуждений и споров всегда рождается единое видение, общий, консолидированный подход к решению того или иного вопроса.

Наш успех и наше развитие состоялись во многом благодаря тому, что мы вместе. Я убежден, что если бы мы были порознь, у нас бы ничего не получилось.

— Как разделяете зоны ответст­венности? Кто за какой участок работы отвечает?

Г.Б.: В свое время среди нас ходила такая шутка: пока Карачун вином торговал, а Ермаков мороженое “экспроприировал”, Буткевич всегда был настороже (смеется). Конечно, в период становления компании у каждого были свои задачи.

Сейчас мы взаимодействуем как полноценный наблюдательный совет: собираемся, советуемся и принимаем решения. Заняты больше стратегией, а не тактикой. На данном этапе наша задача — взять на работу умных людей и прислушиваться к тому, что они нам скажут.

Виктор Карачун: Да, вначале мы все делали самостоятельно, без чьей-либо помощи. Это давало свои положительные плоды — ведь никто не сделает лучше нас — тех, кто закладывал фундамент общего предприятия.

Евгений Ермаков: Это потом мы приняли решение немного отойти от управления. Ведь когда ты с головой погружаешься в свое детище, возможно, что-то упускаешь из виду, не видишь внешних изменений. Поэтому приняли решение делегировать свои полномочия и занять, так сказать, наблюдательную позицию.

— Какие периоды были наиболее сложными и почему?

Г.Б.: Мы начинали бизнес вчетвером. В самом начале с нами еще был Сергей Тарасюк. И сложнее всего было, когда он ушел от нас из-за возникших разногласий во взглядах на ведение и развитие бизнеса. Мне, например, расставаться было сложно. Но мы пошли дальше, и именно тогда и произошел наш “скачок”. Это был 2004 г.

Е.Е.: Да, соглашусь с Геннадием: это был очень сложный период. Вместе с тем теперь мы ценим друг друга еще больше, так как знаем, что именно вместе мы — сила. 

Мы дополняем друг друга, ведь у кого-то лучше получается проявить себя в чем-то одном, у кого-то — в другом. Сейчас степень доверия и делегирования гораздо выше. Порознь, опять же, ничего хорошего не вышло бы.

— В разных СМИ есть информация, что были еще партнеры…

Г.Б.: Нет, партнерами были только мы. До “АТБ”, возможно, были и другие, в других бизнесах.

— В чем залог успеха вашего стремительного роста?

Е.Е.: Вы не поверите, но в самом начале у нас не было денег на развитие. Мы долгие годы экономили на всем.

Г.Б.: Даже кто-то писал, что мы долгое время ездили на подержанных машинах. Так это правда!

Е.Е.: Поэтому залог нашего успеха в том, что все заработанные деньги мы вкладывали и продолжаем вкладывать в развитие бизнеса. Мы практически не привлекали кредиты. Хотя первое время было очень тяжело.

— И не было желания поделить деньги?

Е.Е.: Конечно, было! (смеется) У всех же были семьи, которые ждали результата от нашего круглосуточного пребывания на работе.

— Что мотивировало реинвестировать прибыль в развитие?

В.К.: Нам было интересно развиваться. Когда видишь, как действия твоей команды приносят результат, получаешь большое удовольствие от процесса. Мы вместе приняли очень много правильных стратегических решений.

Е.Е.: Причем это стало особенно очевидно в кризис 2008 г. Когда все начали уходить с рынка, а мы, наоборот, расти. Кстати, тогда мы также поняли, что нужно сконцентрироваться на чем-то одном, отсечь все лишнее. Ведь до этого у нас были разные бизнесы: мы и минеральную воду разливали, и столярные цеха, и станции техобслуживания содержали.

Г.Б.: Мы тогда назвали 2008 г. временем новых возможностей. Мы поняли, что все делаем правильно. И еще мы решили, что никакой политики и никаких бюджетных денег никогда не будем касаться. Хотя предложений было много. Но бизнес и политика — вещи несовместимые. Нужно заниматься чем-то одним.

— Вы сказали, что все вы очень разные. Какие качества каждого из вас вы считаете наиболее важными для развития бизнеса?

Е.Е.: Терпение — вот то качество, которое точно нас всех объединяет! (смеется)

Г.Б.: Евгений Петрович, например, в нашей компании самый скрупулезный и педантичный. Если он что-то начал делать, всегда доведет до конца. А Виктор Иванович, наоборот, очень предприимчивый. Он хороший продавец — продаст все что угодно.

Е.Е.: Геннадий Владиславович — очень целеустремленный человек. Он всегда добивается того, чего хочет. У многих это качество есть, но у него оно настолько развито, что иногда поражаешься: как можно успевать делать все так качественно! Он, как локомотив, и для нас с сыном — большой авторитет.

В.К.: Качества каждого из нас работают на общий результат: кто-то должен быть очень активным и целеустремленным, кто-то скрупулезным, кто-то предприимчивым. В то же время они дополняют друг друга и создают гармонию в партнерских отношениях.

— Еще немного, и сеть “АТБ” покроет все города Украины. Что дальше делать будете?

Г.Б.: Да еще столько покрывать!

Е.Е.: У нас в стране более 60% — это неорганизованная торговля. Мы идем в Европу, где неорганизованной торговли уже давно не существует. И у нас она будет уходить. Соответственно, нам есть еще куда развиваться и расти.

В.К.: В Европе ритейлеры открывают магазины в городках с населением 2-3 тыс.чел. Мы очень надеемся, что с повышением уровня жизни в Украине мы тоже сможем осваивать такие города. Сейчас, к сожалению, города с населением менее 15-20 тыс.чел. мы даже не рассматриваем.

Г.Б.: В Днепропетровской области у нас около 200 магазинов. В других регионах тоже должно быть не меньше. Есть планы по расширению в Харьковской, Одесской областях, как минимум, до 90 магазинов.

— С какими проблемами сталкиваетесь при расширении сети?

Г.Б.: Одна из ключевых проблем — это местечковые депутаты или мэры, которые “держат” по нескольку ларьков или местный рынок. Причем официально не признают этого факта. Они не дают развивать сеть, защищая свои меркантильные интересы.

— Как удается договариваться?

Г.Б.: Тяжело договариваться. Об этом надо писать отдельную книгу (смеется).

— Планируете выход за пределы Украины?

Г.Б.: На наш век хватит и здесь! Хотя нам предлагали развиваться и в Азербайджане, и в Грузии. Там такого рынка нет.

Е.Е.: В ближайшие 5-10 лет работы достаточно и в Украине. Мы знаем менталитет наших людей, знаем, как здесь нужно работать. Сейчас мы форматируем магазины сети, для этого нужны огромные вложения.

— Во сколько оцениваете капитализацию сети?

Г.Б.: Около $2 млрд.

— Были периоды, когда вы были готовы привлечь инвестора. Рассматриваете такой вариант?

Г.Б.: Зачем это делать в период такого роста? Любой бизнес продается, безусловно. Но мы в бизнесе не только ради денег.

Е.Е.: Да и сюда пока никто не приходит. Ситуация в Украине довольно неблагоприятна для инвесторов.

— В корпорацию “АТБ” кроме сети магазинов входят также и производство продуктов, и спортивно-развлекательное заведение, и девелоперская компания. Какие еще проекты планируете реализовать на бизнес-карте Украины?

В.К.: Все основное внимание сейчас сосредоточено на развитии нашей сети. Если у нас это хорошо получается, зачем куда-то еще тратить ресурсы?

— Что вас мотивирует оставаться и развиваться в Украине?

Г.Б.: Мотивирует то, что мы хорошо развиваемся, нам есть еще куда расти. Ну и личная смелость.

Е.Е.: Согласен. Перед нами всегда стояли разные вызовы. Из последних — шумиха вокруг национализации сети “АТБ”. Но не в наших правилах опускать руки и отказываться от поставленных целей.

— Каким вы видите свой бизнес через пять лет?

В.К.: Будем продолжать развиваться, пока будет такая возможность.

Е.Е.: В ситуации, когда не знаешь, что произойдет завтра, развиваться, конечно, непросто. Мы, безусловно, прогнозируем, планируем. А вот как это будет реализовываться в перспективе? Вопрос.

Кто знал, что в 2014 г. в Донецке у нас нагло и цинично отберут $35 млн? Мы только-только открыли там распределительный центр. На эти деньги можно было еще 30 магазинов открыть! Потом все активы “АТБ” захватили власти так называемых “народных республик”. В результате мы потеряли более 7 млрд грн.

— Открытие одного магазина, получается, обходится вам в чуть более $1 млн?

Г.Б.: Больше, $1,5 млн. Речь идет о покупке со строительством вместе.

— А каков срок возврата инвестиций?

Г.Б.: Он может быть очень разным — и 10, и 12 лет тоже.

— Если бы вам предложили изменить прошлое, какую нишу вы бы выбрали и что сделали бы иначе?

Г.Б.: Абсолютно ничего не менял бы. Если все хорошо, то зачем думать: а что же не так я сделал?

Е.Е.: У нас говорят: чтобы только не нарушить!

— Что для вас является мотиватором по жизни?

Г.Б.: Хочется оставить след в истории! (смеется) На самом деле есть много поводов для гордости. Мы организовываем большое количество рабочих мест, наполняем бюджет страны, из которого потом платятся пенсии, зарплаты, — это большой стимул для дальнейшего развития.

— Какой вы видите Украину через пять лет?

Г.Б.: На мой взгляд, у нас все будет хорошо. Когда законы рынка работают — все развивается. Уверен, что в ближайшей перспективе нас ждет очень сильный подъем. Особенно когда люди смогут почувствовать, что в стране все в порядке.

Е.Е.: Должен произойти экономический прорыв. У нас в стране работящие люди, которые способны поднять экономику.

В.К.: Мы идем в правильном направлении. Хотя и маленькими шажками, но уверенно. И это вселяет надежду, что мы победим и построим новую сильную страну.