Опубликовано

Как производители органических продуктов прорываются на полки магазинов

С каждым годом спрос на фермерские продукты в Украине растет. Люди ценят натуральную и органическую продукцию, выращенную без использования пестицидов и генетически модифицированных организмов.

Портал Новое Время проанализировал ситуацию с органическими продуктами на украинском рынке. RAU публикует сокращенную версию материала.

Объем продаж фермерской продукции на внутреннем украинском рынке вырос на 15,5%, свидетельствуют данные Минагрополитики за прошлый год. Однако в общем объеме произведенных товаров АПК доля фермерской продукции могла бы быть больше. Впрочем, за следующие три года, до 2020-го, министерство планирует довести эти показатели хотя бы до 12%.

Чтобы добиться существенного роста спроса, фермерам прежде всего необходимо научиться продавать товары на внутреннем рынке.

Цены на фермерскую продукцию в полтора-два раза выше, чем на заводскую. Такую разницу производители объясняют малыми объемами производства. Зато при изготовлении используются исключительно натуральные компоненты. «Люди сейчас относятся к своему здоровью, к своей пище более внимательно. Выбирают производителей, не слишком любят масс-маркет. Поэтому сегодня в почете как раз фермерская продукция, и она набирает очень большие объемы. В последнее время это очень заметно», — говорит Олеся Усенко, директор по развитию сети магазинов Мястория. По мнению совладельца интернет-магазина Fermer Green Андрея Цветкова, этот рынок является неограниченным, и он будет расти минимум на 20% ежегодно.

Однако, несмотря на высокий потенциал фермерской продукции, перед производителем встает ряд вопросов. Один из них — как его товару попасть на полки магазинов?

«Когда к нам обращается сеть или магазин, прежде всего мы выясняем, являются ли они нашими единомышленниками, совпадает наша философия. Действительно ли они ищут качественный товар. Потому что обычно сети, их бизнес — это модель «дешевле купить и дороже продать», заработать на объемах», — рассказывает Тарас Ложенко, владелец хозяйства Доообра ферма.

Сотрудничество с небольшими фермерскими хозяйствами имеет свою, отличную от работы с заводами, специфику. По словам Александра Толстого, генерального директора сети Winetime, прежде всего производитель должен предоставить все документы, которые требуются на уровне законодательства. На втором этапе, если с документами все в порядке, категорийные менеджеры магазина, занимающиеся вопросами качества, едут к фермеру, осуществляют аудит. «Мы стараемся побывать на производстве, — отмечает он. — У нас есть очень простой принцип: мы сами едим то, что мы продаем. Это если очень упрощенно. Когда тот, кто производит продукт, действительно сам его ест и уверен в том, что он классный. Иначе не может быть».

Проверку на качество фермеры проходят без проблем. А вот с логистикой и чрезмерным регулированием — им справиться довольно сложно. По крайней мере, сейчас.

«С фермерами работать достаточно сложно. Они умеют качественно делать ту продукцию, которой они занимаются всю жизнь. Но такие вопросы, как логистика, сроки доставки, как товар упаковать, как он должен выглядеть, как придерживаться постоянного качества, — с этим возникают вопросы», — сетует директор по развитию сети Мястория.

Совладелец интернет-магазина Fermer Green Андрей Цветков признается: сложно организовать логистику даже по Киеву. Почтовых операторов очень много: Новая пошта, Интайм, Деливери и так далее — но они могут привезти только через день. «А доставить людям качественную свежую продукцию нужно день в день. Никто в Киеве такого сервиса не предлагает», — отмечает Цветков.

Мировая и украинская тенденции подтверждают: люди интересуются качественным питанием. И готовы платить за него деньги. Поэтому, фермерский рынок будет расти и дальше. И не только в Киеве и крупных городах. А значит, возникает новая ниша для бизнеса.