Будет ли успешным Ашан в формате «магазин у дома»
Для открытия первых магазинов формата «у дома» в Украине Ашан выкупил все магазины сети Topmart. Кого еще может поглотить французский ритейлер для развития нового формата и с кем он будет конкурировать в этой нише - об этом пишет RAU.
О планах украинского подразделения Ашан развивать в стране магазины у дома стало известно еще весной прошлого года. Тогда директор по развитию Ашан Украина Владимир Строкань в кулуарах выставки Retail & Development Business Expo2017 рассказал, что компания планирует уже в 2017-м году открыть первые небольшие магазины площадью от 200 кв. м в шаговой доступности от потребителя.
При этом он не стал раскрывать другие подробности, однако подчеркнул, что у французской группы Auchan, в структуру которой входит и Ашан Украина, достаточно опыта в развитии торговых точек небольшого формата в других странах. «Думаю, мы консолидируем все знания и выйдем на эффективную модель — как для клиентов, так и для арендодателей и компании Ашан Украина», — сказал топ-менеджер.
Впрочем, в прошлом году компания в большей мере была занята переформатированием магазинов сети Караван, купленных у Сергея Хрипкова и Алексея Гордиенко. Получив в управление девять гипермаркетов общей площадью 58 000 кв. м, французам пришлось проделать большую работу для открытия на их месте торговых точек под собственным брендом. Благодаря покупке Ашан существенно расширил географию присутствия, и теперь работает во всех городах-миллионниках, включая Харьков и Днепр.
Сейчас у компании 21 гипермаркет в стране суммарной торговой площадью более 180 000 кв. м. Более того, в апреле этого года сеть открыла классический супермаркет площадью около 3 500 кв. м в днепровском торгово-развлекательном центре Дафи. Этот торговый объект и дал старт развитию новых форматов компании в Украине.
На любой вкус
Этому предшествовало несколько важных событий. Так, в октябре прошлого года компания продала свою долю в сети супермаркетов Фуршет. Как поясняли участники рынка, именно подписанные с собственником Фуршет Игорем Баленко соглашения не позволяли французам работать в Украине иначе, чем в формате гипермаркета. А позднее в Ашан Украина произошли существенные изменения в топ-менеджменте. Вместо Жерара Галле, должность СЕО заняла Виктория Луценко, ранее работавшая в венгерском подразделения ритейлера.
В компании подчеркивали, что кадровые перестановки связаны с реализацией новой концепции группы Auchan, рассчитанной до 2025 года. В рамках этой стратегии во всех странах присутствия Ашан внедряет многоформатность под единым брендом: то есть кроме классических гипермаркетов планирует открывать и магазины других форматов.
В интервью для RAU Виктория Луценко рассказала, что компания уже в этом году будет активно открывать торговые точки новых форматов — супермаркеты и магазины у дома. По ее словам, ритейлер планирует развивать эти форматы, в основном, на арендуемых площадях.
Впрочем, первые магазины у дома Ашан откроет в собственных помещениях. Как сообщили в пресс-службе компании, уже в июле две торговые точки «Мій Ашан» формата «магазин у дома» заработают в Киеве на месте бывших Topmart. «Ашан приобрел все четыре магазина сети, ребрендинг оставшихся двух магазинов состоится в начале осени», — уточнили в пресс-службе.
Топ-менеджер одного из продуктовых ритейлеров в анонимном комментарии RAU отметил, что магазины у дома — наиболее востребованный среди украинцев формат. «Сегмент магазинов у дома в Украине — один из самых перспективных. Поэтому желание Ашан войти в эту нишу не удивительно. С другой стороны, принимая решения о развитии новых форматов, компания учитывала и массу других факторов, включая рыночные тенденции и стратегию группы на глобальном уровне», — сказал собеседник RAU.
Директор консалтинговой компании GT Partners Игорь Гугля считает, что развитие компанией новых форматов — это логичный шаг в сторону глобального тренда мультиканальности ритейла. Кроме того, небольшие магазины у дома позволят сети Ашан активнее развивать свои онлайн-продажи. Собственный интернет-магазин в Украине ритейлер запустил в прошлом году, а последние шаги компании очевидно свидетельствуют о стремлении ускорить движение в этом направлении.
В частности, в апреле Ашан Украина для развития электронного канала коммерции непродовольственной группы товаров заключил соглашение на предоставление услуг фулфилмента с Нова пошта. В перечне предоставляемых услуг будет разгрузка товаров, их хранение, отбор и формирование заказов (комплектация и упаковка), а также оформление сопроводительной документации, отгрузка и информационное сопровождение.
Позднее стало известно, что компании договорились о размещении во всех торговых объектах Ашан Украина мини-отделений с почтоматами Нова пошта. При этом через почтоматы в своих отделениях Нова пошта будет выдавать клиентам товары, заранее заказанные в интернет-магазине Ашан.
Еще одной особенностью магазинов формата у дома «Мій Ашан» станет пункт выдачи товаров — Click and Collect — что позволит клиентам заказывать в интернете непродовольственные товары и получать покупки в магазине у дома. Учитывая общемировые тенденции к росту онлайн-торговли, стремление Ашан развиваться в этом направлении неудивительно.
Сложности поглощения
В комментарии RAU управляющий партнер консалтинговой компании Retail and Development Advisor (RDA) Александр Фиалка рассказал, что ранее сеть Topmart, на месте которой откроются первые магазины «Мій Ашан», принадлежала тем же собственникам, что и выкупленный ранее Караван — Хрипкову и Гордиенко. «Скорее всего, поглощение сети Topmart французским ритейлером стало частью основной сделки по приобретению гипермаркетов Караван», — говорит эксперт.
По его словам, в случае динамичного масштабирования сети новый игрок в нише магазинов у дома способен навязать конкуренцию практически всем участникам этого сегмента рынка. «Это АТБ, Фора, Пчелка Маркет, ВК Экспресс, ЛотОк и другие операторы торговых точек, которые находятся в шаговой доступности от потребителя. В Киеве этот сегмент почти наполнен, однако Ашан способен оттянуть на себя значительную долю рынка благодаря системному подходу, стандартизированным бизнес-процессам и эффективной логистике», — добавляет партнер RDA.
Игорь Гугля говорит, что прямыми конкурентами сети «Мій Ашан» на столичном рынке будут Фора и АТБ. «А вообще, думаю, магазины у дома французов способны будут «испортить жизнь» любому продуктовому магазину в радиусе 5-минутной пешеходной зоны от него», — уточняет Гугля.
В самой компании пока не комментируют планы относительно темпов развития новых форматов. «Мы стали мультиформатным предприятием и в рамках нашей стратегии стремимся расширяться в форматах proximity (супермаркеты и магазины у дома). Конкретные цифры, увы, назвать не готовы, но изучаем разные возможности рынка и в ближайшие годы будем открываться», — отметили в пресс-службе Ашан Украина.
Мнения участников и экспертов рынка относительно дальнейшего масштабирования нового формата неоднозначны. Александр Фиалка из RDA считает, что если первые магазины «Мій Ашан» покажут хорошие результаты, то французский ритейлер снова будет рассматривать вариант с M&A. «При большом желании, Ашан может поглотить любую более-менее стандартизированную сеть, собственники которой хотят выйти из ритейл-бизнеса. Другое дело, что на столичном рынке таких не так уж много», — говорит Фиалка.
Подтверждает его слова и директор консалтинговой компании GT Partners Игорь Гугля. По его словам, в Киеве почти не осталось сетей, схожих по площади с сетью Topmart и которые можно однозначно назвать готовящимися к продаже. В связи с этим, он не исключает вариант дальнейшего органического развития магазинов у дома «Мій Ашан».
В то же время, источник RAU в крупной торговой сети магазинов у дома, пожелавший остаться неназванным, отметил, что варианты с поглощением региональных игроков существуют, однако запрашиваемая продавцами стоимость магазинов в большинстве случае не соответствует рыночной. «На рынке всегда есть собственники, которые хотят выйти из ритейл-бизнеса. Вопрос в том – какую сумму они хотят выручить за свои активы. Сейчас приобрести торговые объекты по рыночной цене практически невозможно», — уверяет собеседник издания.
Планомерный рост
«Если проанализировать историю развития сети за последнее десятилетие, то более вероятным является вариант планомерного расширения, — уверен исполнительный директор Пакко Холдинг (торговые сети Пакко и Вопак) Сергей Дружук, — Быстрая экспансия для бренда с европейскими корнями не свойственна. Риск возможен, когда он оправдан. А в украинских реалиях спрогнозировать эти риски трудно».
Руководитель отдела торговых помещений компании JLL в Украине Екатерина Веснаговорит, что сдерживающим фактором для активного развития сети «Мій Ашан» может стать сложная структура принятия решений в компании. «Для владельцев помещений сотрудничество с международным игроком интересно с точки зрения надежности партнера, но долгий процесс согласований не позволяет компании в краткие сроки подтверждать сделку. Местные игроки имеют возможность утвердить локацию в течение недели и так же оперативно согласовать коммерческие условия», — поясняет эксперт.
По ее словам, еще одним препятствием для быстрого развития может стать нехватка помещений и наличие сильных конкурентов. «Так, дискаунтер АТБ работает почти исключительно в формате магазина у дома, продолжает свое развитие сеть Trash! Fozzy Group. Кроме этого, существуют менее крупные сети магазинов у дома. Например, в Киеве это Эко маркет, Велмарт, Novus, в регионах – Брусничка, Вопак, Колибрис, Копейка и другие. Эти компании начали свое развитие раньше и заняли основной объем помещений подходящего формата от 300 до 800 кв. м», — отмечает Екатерина Весна.
Солидарен с ней и директор консалтинговой компании GT Partners, по мнению которого, очень динамическое развитие сети «Мій Ашан» маловероятно. «Во-первых, они не АТБ, у которых работает целая система по подбору локаций. Во-вторых, Ашан — иностранцы, которым будет намного сложнее ориентироваться в хитросплетениях украинского рынка земли и недвижимости. В-третьих, мы не видим мегаактивной экспансии со стороны Moje Auchan (аналог «Мій Ашан») в Польше», — аргументирует Игорь Гугля.
Вместе с тем, Екатерина Весна обращает внимание на тот факт, что в этом году форматы магазинов у дома пополнились премиальными концепциями магазинов. По мнению эксперта, это связано с тем, что свободными оставались торговые помещения в новых жилых микрорайонах бизнес- и премиум-классов, и для дальнейшего развития сетей Фора и АТБ необходимо было адаптировать концепции. «Конечно же позиционирование Ашан не такое гибкое. Но если он снизит требования к помещениям не только с точки зрения месторасположения, но и технических характеристик, это упростит задачу поиска подходящих локаций», — говорит Весна.
По ее мнению, Ашан, как и другие крупные игроки рынка, будет параллельно разрабатывать две стратегии развития. «Не стоит забывать, что и конкуренты Ашан, к примеру — АТБ и Varus — развиваются как на условиях аренды, так и на условиях покупки сетей или отдельных помещений под свой ритейл-бизнес», — резюмирует Весна.