Альянс Carrefour и Tesco может не принести ожидаемых результатов?
Обе компании ожидают, что благодаря стратегическому союзу в переговорах с мировыми поставщиками они смогут «лучше обслуживать клиентов, расширяя выбор, улучшая качество и снижая цены на продукцию». Джим Превор, журналист британского Produce Business, ставит вопросительные знаки после каждого из этих заявлений.
Анализ касается главным образом отношений крупных сетей с производителями сельскохозяйственной продукции - овощей, фруктов, орехов, злаков, бобовых, специй, молочных продуктов, яиц, птицы, мяса, рыбы и т. д. Однако тезисы исследования также в значительной степени относятся и к другим продовольственным рынкам.
Автор анализа в первую очередь обращает внимание на то, что соглашение может включать переговоры, например, с глобальным производителем бананов, но не с местными производителями яблок. Учитывая растущее значение свежих, местных и региональных продуктов, этот факт существенно ограничивает круг сотрудничества между обоими концернами.
Что касается цены на продукцию, Джим Превор подвергает сомнению широко распространенный тезис о том, что рост покупательной способности приводит к снижению закупочных цен. Он считает наоборот. - Правда в том, что сильный платит больше. Во-первых, потому что ожидаемые большие объемы поставок могут быть реализованы только крупными компаниями. Это ограничивает список поставщиков, которые могут конкурировать по ценам. А, как правило, чем больше компаний участвует в переговорах, тем ниже цены могут быть в результате, - убеждает эксперт.
Другой проблемой является поддержание стабильной цепочки поставок. Крупные компании могут продавать товар по закупочной цене или даже в убыток, но только какое-то время. В конце концов, они должны получать прибыль или уйти с рынка. Поэтому они будут стремиться к повышению цен. Касаемо небольших поставщиков для сети это не проблема. Но когда дело доходит до самых важных поставщиков, после того, как они превысят определенную долю в общем объеме продаж, ритейлеры рано или поздно поддадутся такому давлению, потому что они не могут потерять ключевого для своего предложения ассортимента. Как указывает Джим Превор, именно по этой причине крупнейший розничный торговец в мире - Walmart - установил пороги максимальной процентной доли данного поставщика для значения всей сети.
- Точно так же с качеством, - убеждает журналист Produce Business. - Несомненно, сильный может ожидать большего. Но при большом объеме закупок контроль качества является проблематичным. Глобальные покупки обычно осуществляются на основе free-on-board, что означает, что продавец доставляет товар в ближайшую отправную точку, например, в морской порт, а получатель несет ответственность за все остальное. В этой системе контроль качества или возврат продукта, который не соответствует стандартам, практически невозможны.
Наконец, с заявлением «широкий выбор», по словам Джима Превора, также могут быть проблемы. - Сегодня в каждой категории товаров есть невероятное богатство ассортимента. Тем не менее, крупнейшие поставщики, способные реализовать ожидаемый гигантами розничной торговли объем поставок, по своей сути имеют ограниченную долю во всем ассортименте. С другой стороны, более мелкие производители с более диверсифицированным предложением не смогут удовлетворить ожидаемые объемы заказов, и поэтому не обязаны быть заинтересованы в том, чтобы «положить все яйца в одну корзину», - резюмирует журналист Produce Business.