Как Fozzy, Auchan и другие торгуют через интернет
Недавно девелоперское подразделение французской группы «Ашан» сообщило, что хочет запустить маркетплейс в Украине. Такая бизнес-модель позволяет расширить ассортимент гипермаркета без инвестиций в складские помещения, отмечают в компании.
Перспективен ли украинский рынок для такого проекта? Насколько популярны в Украине продуктовые онлайн-маркеты? Как «кирпичный» ритейл осваивает онлайн-продажи? На эти и другие вопросы искал ответы Mind.
Рейтинг площадок. Mind промониторил работающие в Украине продуктовые офлайн-сети. Пока ситуация не впечатляющая. Сейчас только шесть «кирпичных» ритейлеров запустили свои интернет-магазины или работают в партнерстве с сервисом Zakaz.ua. (Эта онлайн-платформа предоставляет сетям площадку для онлайн-торговли в обмен на 5-10% комиссионных от продаж. Ее основал предприниматель Егор Анчишкин в 2010 году. Через четыре года он привлек $2,5 млн от компании Chernovetskiy Investment Group).
Популярность продуктовых онлайн-маркетов, по сравнению с лидерами е-commerce, также пока хромает. По данным Similarweb, за август 2018 года самое большое число посещений (552 390) получил metro.zakaz.ua. На втором месте – fozzyshop.com.ua (287 480). Замыкает тройку лидеров созданный в июле этого года shop.auchan.ua (272 940).
Для сравнения: за тот же период сайт Rozetka посетили 57,5 млн раз, Аllo – 12,8 млн, Citrus – 11,9 млн.
Рейтинг продуктовых интернет-магазинов
Источник: Similarweb
*Данные компании
У Similarweb нет данных посещаемости сайта efurshet.com. Этот ресурс, созданный еще в 2003 году, был пионером онлайн-торговли продуктами питания. Судя по низким позициям в рейтингах страны и категории Similarweb, сейчас портал посещают крайне мало. В управляющей компании пока не предоставили собственные данные нашему изданию. Также Similarweb не считает показатели детища Volwest Group – ресурса shop.nashkraj.ua.
Географический охват. Доставка еды из онлайн-маркетов сейчас доступна не для всех населенных пунктов страны. Генеральный директор исследовательской компании GT Partners Ukraine Игорь Гугля отмечает, что более 60% рынка сегодня сконцентрировано в Киеве – приоритетном городе для развития онлайн-торговли продуктами питания.
Вместе с тем, ритейлеры постепенно расширяют радиус покрытия. К примеру, в прошлом году сеть Metro C&C запустила онлайн-доставку для жителей Винницы, Житомира и Запорожья. Также сервис доступен в Киеве, Днепре, Харькове, Одессе и Львове.
Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C Игорь Стеценко рассказывает, что сейчас их доставкой можно воспользоваться в трех городах – Киеве, Одессе и Днепре. «В наши планы входит дальнейшее расширение бизнеса и организация онлайн-доставки в других городах Украины. Прежде всего, мы ориентируемся на города, где есть гипермаркеты FOZZY C&C», – отмечает он.
По словам руководителя проекта интернет-магазина «Наш Край» Антона Кондратенко, сегодня онлайн-маркет их сети работает в 18 городах Украины (Луцке, Ковеле, Ровно, Дрогобыче, Черновцах, Хмельницком, Шепетовке и т.д.).
Какие категории товаров лидируют в онлайн-продажах? «Сейчас наиболее перспективными с точки зрения объемов продаж выглядят алкогольные напитки, продукты с длительным сроком хранения (кондитерские изделия, бакалея), а также непродовольственная группа товаров, аналогичная ассортименту в традиционных супермаркетах. О перспективности данных категорий свидетельствует то, что крупнейшие игроки рынка электронной коммерции, к примеру, Rozetka уже предлагают в своем ассортименте алкогольные напитки и продукты питания длительного срока хранения», – отмечает Игорь Гугля.
Антон Кондратенко рассказывает, что в их интернет-магазине чаще всего заказывают овощи, фрукты, бакалею, мясо, молокопродукты и кондитерские изделия. В зависимости от сезона набор товаров может меняться.
Какова доля онлайн-продаж в общем объеме? Этот вопрос Mind задал всем торгующим онлайн-ритейлерам. Ответили немногие. По словам менеджера по e-commerce Metro C&C Вячеслава Огнева, на данный момент доля онлайн-продаж незначительна. «Но она демонстрирует рост, что отражает изменения поведения клиентов в сторону онлайн-шоппинга в продуктовой категории», – говорит он.
«В среднем сегодня этот показатель составляет 2,5% (данные по регионам разнятся). За 2017 год доля онлайн-продаж возросла на 25%, по сравнению с 2016-м», – отмечает руководитель проекта интернет-магазина «Наш Край».
Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C рассказывает, что общий рост онлайн-продаж показывает отличный результат. «В прошлом году он составил практически 100%. В этом году мы увеличили долю на 50%, при этом рост по отдельным площадкам дошел до 200%», – говорит Игорь Стеценко, не уточняя долю в обороте.
По словам Игоря Гугли, доля онлайн-продаж у крупных национальных ритейлеров находится в пределах 2% (у большинства – менее 1%). «Доля продаж продовольственных товаров через сеть в Украине никогда не приблизится к доле в таких сегментах, как бытовая техника, электроника, одежда и т.п. Сегодня лишь 6% украинцев закупают продукты питания онлайн. Причем такие покупки совершаются достаточно редко. Объем данного сегмента очень невысок», – рассказывает спикер.
Какие факторы тормозят рост продаж продуктов питания через интернет? СЕО WebPromo (компании, которая работает с ритейлерами в онлайне) Юрий Копишинский выделяет немало барьеров: «не знаю, как выглядит продукт на самом деле» (касается овощей – фруктов), «не уверен в сроках годности», «неудобно», «встречай еще курьера – подвязывайся под время», доступность офлайн-магазинов и рынков у дома. «Вот с этими барьерами и ведут борьбу торговые сети. Ведь мы не привыкли покупать продукты питания в онлайне. Мы живем в одной из немногих стран Европы, где нет проблемы с продуктовыми магазинами у дома. Плюс сами города не огромные, что упрощает поездку в любой удобный магазин», – рассказывает Юрий Копишинский.
По словам Вячеслава Огнева, сейчас у потребителей только формируется доверие и осознание того, что доставленный товар будет качественным. «Но одной из ключевых преград является сложная логистика, которая связана с необходимостью поддержания специального температурного режима на всех этапах: от момента сборки до момента доставки заказа к двери клиента», – рассказывает спикер.
У Антона Кондратенко схожее мнение. «Неготовность потребителей покупать продукты питания онлайн связана, в первую очередь, с неуверенностью в качестве «виртуальных» товаров и невозможностью самостоятельно выбрать продукты. Поэтому для продуктового ритейла очень важно оставить позитивное впечатление от первой покупки и поощрять клиента, чтобы интернет-пользователь стал постоянным клиентом. Также важную роль играют сроки доставки заказа», – говорит он.
«Есть определенные трудности в логистике замороженных и хрупких товаров. Основная из них состоит в том, что эти категории продуктов важно доставлять быстро. Но по причине ежедневных пробок в городе этот процесс затягивается», – уточняет Игорь Стеценко.
Игорь Гугля выделяет еще один барьер: «В отличие от других секторов, покупка еды в интернет-магазине потребителю не обходится дешевле, чем в «кирпичных» супермаркетах». Впрочем, некоторые сети учли эту «недоработку» и предлагают скидки за «не хождение по магазинам».
Зачем сетям такая ниша? Ритейлеры все же пытаются завоевать и онлайн-аудиторию. «Мы обязаны отвечать современным требованиям покупателей. Клиент будет выбирать способ покупки продуктов питания, исходя из разных обстоятельств: экономия времени, удобство доставки, выгодные цены и доставка заказа непосредственно к двери, что делает сервис значительно привлекательнее для клиентов, особенно для семей с меленькими детьми», – рассказывает Вячеслав Огнев.
Игорь Стеценко поясняет, что в онлайне предложения сети становятся более доступными. «Так, мы можем переместить полки с товарами в каждый дом и офис, где есть интернет. Онлайн-пользователей значительно больше, чем гостей, которых могут обслужить кассы наших торговых объектов», – считает заместитель коммерческого директора FOZZY C&C.
«Развитие онлайн-торговли – один из ключевых факторов успеха на сегодня. Уже не достаточно иметь сайт в интернете или выкладывать акционные предложения. Необходимо давать покупателям больше – возможность приобрести эти товары онлайн, при этом с оперативной и качественной доставкой», – говорит Антон Кондратенко.
Хотя некоторые крупные сети уже успели свернуть проекты. К примеру, входящий в ТОП-10 крупнейших ритейлеров «Эко маркет», с 2015 года пытался торговать продуктами через Zakaz.ua. Недавно президент сети «ЭКО» Виктор Повница сообщил, что проект был в большей степени маркетинговым – до заработков в нем было очень далеко. Теперь компания продает онлайн только в Чернигове.
Каковы шансы на успех маркетплейса «Ашан»? На фоне этой красочной картины они в ближайшей перспективе выглядят очень туманно. В самой компании пока не комментируют детали.
По мнению СЕО WebPromo, у бренда всегда больше шансов сделать успешный проект, чем у любого стартапа. «Ашан» в Украине имеет достаточно большую лояльную аудиторию, и это может положительно сказаться при старте проекта. Опять же, онлайн-платформа – это коммуникация с новым поколением клиентов, которые все больше покупают в сети. Важно не упустить этот момент и получить своего клиента», – полагает Юрий Копишинский.
Чем ритейлеры могут заманивать покупателей в онлайн? «Один из самых ценных факторов – время. Продукты мы покупаем постоянно. Если сложить все время, потраченное на покупки в магазинах, то мы увидим, что этот процесс отнимает существенную часть нашей жизни. Поэтому предлагаемый онлайн-сервис дает возможность перераспределить время и посвятить его семье, а не тратить на поход в магазин. Ценность времени можно назвать тем фактором, который будет постоянно толкать вперед онлайн-продажи», – поясняет Игорь Стеценко.
Юрий Копишинский также считает, что сети сделают ставку на этот стимул. «Сейчас времени катастрофически не хватает. Уверен, что оптимизация времени будет одним из факторов роста популярности покупок в онлайне. Также поможет формирование привычки, что это удобно, быстро, комфортно и обыденно», – считает спикер.
По его словам, уже сейчас ритейлеры предлагают различные стимулы для онлайн-покупателей: специальные предложения, скидки, бонусы. «Для сетей онлайн – это возможность достучаться до новых покупателей и перейти в современный формат коммуникации с новым поколением целевой аудитории. Данное направление будет развиваться. Но, наверное, более поступательно, чем агрессивно», – полагает СЕО WebPromo.
Заместитель коммерческого директора FOZZY C&C приводит конкретные примеры. «Мы запустили ряд преимуществ, благодаря которым покупателям интересно и выгодно совершать онлайн-покупки. Во-первых, понятное и конкурентное предложение по стоимости доставки. Во-вторых, ежедневно предлагаем более тысячи акционных товаров. В-третьих, ведем диалог с каждым гостем, чтобы товары в его корзине полностью соответствовали его потребностям. В-четвертых, для жителей Днепра более семи месяцев действует бесплатная доставка», – перечисляет он.
Менеджер по e-commerce Metro C&C сообщает, что компания предлагает разный ценник: клиент платит меньше, покупая большое количество товара. «Также периодически мы проводим дни бесплатной доставки, чтобы новые клиенты смогли протестировать наш сервис. Предоставляем покупателям не просто доставку, а комплексную услугу заботы: персональный сборщик отбирает самые свежие продукты и упаковывает их в термобоксы, соблюдая товарное соседство. Заказ приезжает в нужный день и в один из семи временных слотов, которые выберет клиент», – перечисляет Вячеслав Огнев.
Руководитель проекта интернет-магазина «Наш Край» рассказывает, что они пытаются привлекать клиентов несколькими «магнитами». «Оперативность доставки – экономия времени клиента, отсутствие очередей и удобство осуществления покупок, не выходя из дома или офиса. Клиенты все больше убеждаются в оперативности и надежности онлайн-покупок, что однозначно способствует увеличению продаж. Кроме того, у нас действует акция на бесплатную доставку от 250 грн», – перечисляет Антон Кондратенко.