Опубликовано

Садоводы Польши встревожены экспансией украинских конкурентов

Польские производители соков и фруктов не на шутку встревожены экспансией со стороны украинских коллег.

Ассоциация продуцентов соков Польши заявила, что поставки дешевых соков и яблок из Украины могут лишить Польшу статуса европейского лидера в производстве этих продуктов, а 50 тыс. поляков – оставить без работы. «Становится все труднее поддерживать конкурентоспособную цену наших соков и фруктов… Украина в течение нескольких лет инвестирует в переработку и сады и, как следствие, вскоре наводнит Европу еще более дешевыми фруктами. Это, в свою очередь, может привести к краху, по крайней мере, половины польских садов и перерабатывающих предприятий», – сообщил Джулиан Павляк, президент Ассоциации производителей соков.

Польша является крупнейшим в Европе и вторым в мире производителем концентрата яблочного сока – она выпускает его до 300 тыс. тонн в год и при этом 90% продает в ЕС, а также занимает первое-второе места по экспорту свежих яблок (750 тысяч. тонн в сезоне 2017/18 маркетингового года и 1,1 млн тонн – в сезоне 2016/17 МГ). Однако польские производители опасаются потерять свои лидерские позиции, поскольку затраты на производство растут: повышаются тарифы на энергоносители, и нужно все больше тратить на оплату труда сборщиков, в том числе – и украинских заробитчан - пишет iAgro

Примечательно, что польские производители боятся конкуренции со стороны Украины, хотя сами, после вступления в Евросоюз, отобрали статус крупнейшего производителя соков и яблок у Германии.

Федор Рыбалко, руководитель Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА), не нашел причин для беспокойства соседей. Он пояснил iAgro, что квота на поставку соков из Украины в ЕС сравнительно невелика, и большая часть этой продукции подпадает под действие пошлины. «Поэтому мы не конкурентоспособны с ними», – сказал он.

Что до производства соков, то украинская компания T.B.Fruit бизнесмена Тараса Барщовского, которая уже построила в Польше два завода по переработке яблок и собирается строить третий, вложив 40 млн евро, использует для своих предприятий местное, польское сырье.

Чего могут опасаться польские производители, так это конкуренции со стороны украинских производителей в первую очередь на украинском же рынке – в этом году Украина все еще импортировала яблоко из Польши. Но главная арена, где могут схлестнуться польские и украинские интересы – рынки третьих стран. «Например, в 2017 Беларусь импортировала 470 тыс. тонн яблок, при этом 420 тыс. тонн – приехало из Польши, а из Украины – только 13 тыс. тонн. И это при том, что между Польшей и Беларусью есть таможенная пошлина, и она существенная – 6 евроцентов, а между Украиной и Беларусью пошлины нет», – сказал он.

Украинцы также могут составить полякам конкуренцию в Румынии и Болгарии (поскольку туда из Черновцов возить яблоко намного ближе, чем из Польши), или в Скандинавии, где готовы платить более высокую цену за более сладкое украинское яблоко. «И только после этого, лет через пять, поляки почувствуют украинского конкурента. И то при условии, что мы будем увеличить производство, расширять рынки сбыта и отбирать их долю», – сказал Федор Рыбалко.

Пока же Польша может похвастаться списком из 70 стран, куда она поставляет яблоки – таких достижений у Украины пока нет.

Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента ФАО, отметил, что Украина и Молдова являются наиболее быстро развивающимися производителями фруктов в Восточной Европе. Однако польским производителям свежих яблок пока рано бояться украинских коллег, поскольку объемы поставок на экспорт – несопоставимы. «Мы экспортировали 40 тыс. тонн, а поляки, бывало, и 1 млн», – сказал он. Однако украинские производители могут дать покупателю яблок то, чего не может дать Польша. И это не низкая цена, а наоборот – премиальное качество, поэтому Украина будет торговать в более высоком ценовом сегменте, чем Польша. И хотя часть яблок будет в одной цене, но все же Украина и Польша – не конкуренты.

Что же до яблочного концентрата, из которого производится восстановленный яблочный сок, то этот рынок падает уже шесть лет. Андрей Ярмак отметил, что в 2017 году по сравнению с 2011-м мировая торговля яблочным концентратом снизилась более чем на четверть, а падение в стоимостном измерении составило около 39%. Это привело к снижению стоимости концентрата – на 18% за этот период. Данный бизнес переживает не самые лучшие времена – на рынке идет жесткая ценовая конкуренция, которая снижает маржинальность. Однако и по яблочному концентрату Польша – далеко впереди Украины. По данным TradeMap, если после падения рынка в 2017 году выручка Польши от экспорта концентрата составила 250 млн долларов, то Украины – 46 млн долларов.

Жалобы польских производителей на украинских конкурентов могут быть вызваны и внутренними причинами – еще в 2013 году Польша имела крупный рынок сбыта яблок в лице России, поставляя туда 1 млн тонн. Однако вследствие роста производства яблок в самой РФ, снижения покупательской способности россиян и девальвации рубля этот рынок закрылся. Основными производителями яблок, «заточенных» под не слишком требовательный к качеству российский рынок, были мелкие фермеры, и это была наиболее консервативная их часть. Теперь такие фермеры остались без рынка сбыта, а продавать выращенное яблоко на производство концентрированного сока по 5 евроцентов за 1 кг им невыгодно. Поэтому перед ними замаячила перспектива выкорчевывать эти сады и высаживать новые, или же уходить из бизнеса.