Опубликовано

Четверть века АТБ: топ-25 малоизвестных фактов про крупнейшую сеть магазинов в Украине

Совсем недавно корпорация АТБ отпраздновала свой 25-й День Рождения. В честь такого события компания не поскупилась на гонорар для популярного в начале 2000-х испанского певца Энрике Иглесиаса, который выступил на праздничном концерте АТБ в Киеве. С размахом отметили годовщину одного из крупнейших украинских ритейлеров и в магазинах сети. Во всех торговых объектах АТБ-Маркет в День рождения действовали скидки на 2000 товаров, достигавшие 40%.

Редакция RAU подготовила топ-25 интересных фактов о лидере продуктового ритейла Украины. Как начинался и развивался бизнес, какие зарубежные ритейлеры были примером при разработке бизнес-модели, какие сети поглотила корпорация и что из себя представляет компания сейчас – в материале.

    1. Корпорацию АТБ в 1993 году основали бизнесмены Геннадий БуткевичЕвгений Ермаков и Виктор Карачун, которые владеют компанией и сейчас.
    2. На старте бизнеса основатели АТБ управляли компанией самостоятельно и лишь со временем отошли от управления, передав его в руки топ-менеджерам. Генеральным директором Корпорации АТБ остается Борис Марков, который занимает эту должность уже 13 лет.
    3. Первые магазины компании открылись в Днепре и работали под названиями «Клен», «Каштан», «Тополь» и т.д. Потом название упростили до «Продукты». В компании шутили, что смена вывесок связана с тем, что закончились виды известных горожанам деревьев. Первый торговый объект под вывеской АТБ начал работу лишь в 1998 году.
    4. При разработке розничного формата основатели АТБ изучали опыт ритейлеров Прибалтики, Польши и Германии. В итоге компания использовала опыт немецких сетей дискаунтеров Aldi и Lidl.
    5. АТБ – первая торговая сеть в Украине, начавшая работать в формате «дискаунтер». Эта бизнес-модель направлена на снижение издержек за счет минимального количества персонала, упрощенного интерьера торгового зала и выкладки товаров, что позволяет предлагать покупателям широкий ассортимент товаров по ценам ниже среднерыночных.
    6. Через десять лет после запуска бизнеса сеть магазинов АТБ объединяла 85 магазинов в 12 городах Украины. За следующее десятилетие сеть выросла почти в 10 раз и в 2013 году насчитывала 810 торговых точек.
    7. АТБ управляет крупнейшей сетью магазинов в Украине. По состоянию на конец первого полугодия 2018-го в сети АТБ-Маркет работало 954 торговых точек. Для сравнения, второй украинский ритейлер по количеству магазинов – Fozzy Group, в это же время управлял 540 торговыми объектами.
    8. Наряду с наибольшим количество магазинов сеть АТБ также имеет самый широкий географический охват среди продуктовых ритейлеров. Торговые точки компании работают в 22 областях и 247 населенных пунктах страны.
    9. У АТБ одна из самых больших аудиторий клиентов. По данным компании ежедневно магазины сети посещают более 3,5 млн покупателей.
    10. Больше всего магазинов АТБ работает в Киеве – 136. На втором месте Днепр, где находится центральный офис компании и 94 торговых объекта сети.
    11. Сеть АТБ также является лидером продуктового ритейла по динамике развития в стране. Только в первом полугодии 2018-го она открыла 44 новых маркета. У ближайшего преследователя – сети Делви – лишь 17 открытий за первое полугодие.
    12. АТБ-Маркет – вторая по величине сеть продуктовых магазинов в Украине по общей торговой площади после Fozzy Group. К началу 2018 года суммарный объем торговых площадей под управлением АТБ составлял 411 803 кв. м.
    13. В ходе развития АТБ полностью или частично поглотила несколько более мелких сетей. Среди них – Барвінок, Колібріс, 555 и некоторые другие.
    14. Средняя торговая площадь магазина сети АТБ – около 450 кв. м. Самый большой магазин компании, площадью 1127,5 кв. м, работает в Днепре, на ул. Космическая, 6. Самый маленький занимает всего 163,4 кв. м. Он находится в Кропивницком, по адресу: ул. Короленко, 34.
    15. АТБ – один из крупнейших работодателей в украинской торговой отрасли: в компании работает более 50 000 человек. Только в 2017-м группа создала более 7000 новых рабочих мест.
    16. АТБ открывает собственные образовательные центры. В 2017 году прошли обучение 4000 рядовых работников и 3000 сотрудников административного состава.
    17. Средний ассортимент магазинов АТБ – около 4000 SKU.
    18. В общей сложности АТБ сотрудничает с более 1000 поставщиков. Из них 95% — украинских и 5% — зарубежных производителей.
    19. Одно из приоритетных направлений работы АТБ — развитие ассортимента собственных торговых марок. Уже сейчас их доля в общем ассортименте сети составляет 19,4%, а в общем товарообороте – 23,3%.
    20. В конце прошлого года компания АТБ-Маркет начала развитие магазинов нового формата и уже к средине 2018-го обновила около 60 торговых точек. При этом в реконструированных магазинах расширено предложение товаров среднего и верхнего ценовых сегментов.
    21. Еще один новый формат – АТБ Экспресс – компания начала тестировать уже в 2018-м. Его основными новшествами стали обновленный дизайн фасада и интерьера, новое стеллажное и холодильное оборудование, минимальная площадь кассовой зоны и новые продуктовые отделы «Свежая выпечка», «Весовое свежее мясо», «Власний розлив» (напитки и пиво на розлив).
    22. Группа АТБ одной из первых среди украинских ритейлеров начала строить сеть распределительных центров, в которую входят восемь современных мультитемпературных РЦ класса «А» общей площадью 133 000 кв. м. 
    23. Грузооборот распределительных центров корпорации АТБ составляет около 6000 тонн в сутки или более 2,2 млн тонн в год.
    24. АТБ развивает не только розничное, но и производственное направление. В состав корпорации входят кондитерская фабрика «Квитень» (ТМ Bravissimo, «Квитень», Biscuits Collection) и мясная фабрика «Фаворит» (ТМ «Добров», «Мясная лавка», «Колбасный ряд»).
    25. АТБ – один из крупнейших налогоплательщиков страны. По информации Государственной фискальной службы в 2017 году компания уплатила налогов на 3,339 млрд грн. Это наибольший показатель среди предприятий розничной торговли в Украине.