Опубликовано

Топ-10 продуктовых сетей Украины по суммарной торговой площади

Впервые за долгое время среди пяти крупнейших FMCG-операторов Украины произошли перестановки: французский Ашан сумел опередить немецкую Metro.

Исследовательская компания GT Partners Ukraine презентовала очередное исследование, посвященное основным тенденциям развития крупнейших игроков продуктовой сетевой розницы Украины. На этот раз в фокусе аналитиков – суммарная торговая площадь операторов - пишет RAU

Большие перемены

Что сразу обращает на себя внимание: впервые за долгое время в топ-5 FMCG-сетей Украины произошли перестановки. Metro Cash&Carry Ukraine, несколько лет уверенно занимавший третью строчку данного рейтинга, поменялся местами с Ашан Украина. Что и не удивительно – уже около пяти лет немецкий ритейлер не открывает новых магазинов, а его суммарная торговая площадь за это время только сократилась из-за потери объектов в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, оккупированных пророссийскими боевиками, и в аннексированном РФ Крыму.

Ашан, напротив, резко нарастил и количество, и площадь после окончания интеграции в свою структуру бывших магазинов сети Караван и открытия самого большого в Украине гипермаркета в столичном ТЦ Rive Gauche. Также компания начала осваивать новые для себя форматы, открыв супермаркет в Днепре и две точки формата «магазин у дома» под брендом Мій Ашан. Эти шаги позволили группе нарастить общую торговую площадь сразу на 19 000 кв. м или 10,8%.

С другой стороны, после определенного застоя и смены руководства Metro также заявляет о своих планах возобновить развитие в Украине. В частности, в планах компании – открыть до 20 магазинов уменьшенного формата с сокращенным ассортиментом под брендом Бери-Вези. Учитывая, что разрыв между ритейлерами остается небольшим, можно ожидать скорого возвращения немецкой группы на третью строчку рейтинга. Тем более, что в начале 2020 года Ашан будет вынужден впервые закрыть магазин в Украине, уступив локацию в киевском ТРЦ SkyMall литовской сети Novus.

Фото: RAU

Лидеры неизменны: Fozzy Group сохраняет отрыв от крупнейшей по количеству продовольственных магазинов в стране сети АТБ. Впрочем, компания со штаб-квартирой в Днепре постепенно сокращает отрыв. Но во второй половине этого года темпы роста сети АТБ заметно замедлились: ритейлер предпочел сосредоточиться на обновлении магазинов и оптимизации внутренних бизнес-процессов, так что пока что позициям Fozzy ничего не угрожает.

Среди остальных операторов отметим рывок Novus, который благодаря открытию ряда магазинов смог опередить сразу двух старых соперников: Retail Group (бренды Велика Кишеня, Велмарт и другие) и Фуршет. В то же время своим успехом Novus обязан не только собственным достижениям, но и стагнации конкурентов: некогда лидер отечественного продуктового ритейла Фуршет продолжает терять позиции, а Retail Group несколько притормозила темпы своего развития.

Треть активных

Стоит отметить, что несмотря на стабилизацию экономики и рост розничного товарооборота, меньше трети FMCG-ритейлеров в первой половине 2018 года открывали новые торговые точки. Больше половины – 57% — сосредоточились на внутренних процессах, а 10% — даже сократили площади своих магазинов.

При этом нельзя сказать, что какой-то из регионов Украины явно приоритетный для продуктовой розницы: везде новые объекты появлялись примерно поровну. Исключение – Северная (вероятно, из-за нехватки подходящих площадей и недостаточного платежеспособного спроса) и Центральная Украина (а вот тут, скорее всего, сыграл роль другой фактор: регион является домашним для двух сетей из топ-10 – АТБ и Varus – и они уже давно и успешно осваивают центральные области страны).

Фото: RAU

В процентном соотношении больше всего новых торговых объектов (27%) появилось в столице, но стоит учитывать, что в ряде случаев речь идет о замене одного сетевого оператора другим. Отчасти это справедливо и для Западной Украины, где игроки национального масштаба нередко предпочитают купить локальных ритейлеров или их магазины, а не развивать сеть с нуля. Но это не мешает западу страны быть вторым по популярности направлением для продуктовой розницы – 24,4%. На третьем месте – Восток Украины, где компании открыли 21,4% своих торговых точек.

Полную версию исследования GT Partners Ukraine можно приобрести по ссылке.