Опубликовано

Ключевые тренды молочной сферы 2018 года

Год подходит к концу и все традиционно подводят итоги. Чем жила мировая молочная отрасль и какие факторы на нее влияли?

По данным MilkNews, аналитики Deloitte называли 2018 еще одним годом турбулентности на молочном рынке. На рынок продолжают негативно влиять: неоднозначная ситуация со спросом в Китае, эмбарго в России и отмена квот на производство молока в Евросоюзе. Эти показатели привели к низким ценам на уровне аграриев.

Однако, эксперты видят на рынке и положительные изменения: постоянный рост населения, в большей степени городского, прирост доходов развивающихся стран и мода на здоровое питание. Уже к 2020 году спрос на молоко вырастет на 2,5%.

Торговые войны и передел рынка. 2018 оказался достаточно богат торговыми сделками и спорами. Наиболее обсуждаемыми темами стали торговые войны между двумя крупнейшими экономиками - США и Китаем. Конфликт продолжался практически в течение всего года. Импортные пошлины выросли с 10 до 25%. Стоит понимать, что США обеспечивает 12% всего китайского импорта молочных продуктов, а доля Китая в экспорте США составляет около 11%. Больше всего в этой ситуации пострадала торговля сывороткой, ведь она составляет более 50% всех закупок со стороны Китая.

Однако, эскалацию этого конфликта было приостановлено в ходе саммита G20 в Аргентине, который состоялся в начале декабря 2018 года. Сначала государственное телевидение КНР (КНР) объявило, что на рабочей встрече Дональда Трампа и Си Цзиньпина в Буэнос-Айресе было решено не вводить новых взаимных торговых пошлин после 1 января 2019 года. В обнародованном несколько позже заявлении Белого дома говорится, что мораторий на введение повышенных тарифов продлится 90 дней, и это время будет использовано для двусторонних переговоров.
Америка прекратит дальнейшее повышение пошлин на китайский экспорт, а Китай в ответ согласился закупить произведенную в США сельскохозяйственную и промышленную продукцию.

Климатические качели. В течение года погода "не баловала» фермеров по всему миру. В основном холодная и влажная погода задерживала рост зеленой массы в начале весны в Европе. Кроме того, летом сильная засуха негативно повлияла на качество пастбищ и производство кормов в основных молочных регионах северной Европы. Из-за недостатка кормов некоторые фермеры прибегали к забою непродуктивного стада.

В Австралии из-за аномальной жары также пострадали основные производственные регионы. Как следствие, 2018/19 маркетинговый год (начало в июле) страна начала по снижению производства молока и по итогам четырех месяцев объем уменьшился на 4,8% - до 3300000 т.

Новые потребительские тренды. Выход на глобальную арену развивающихся стран, в основном африканских, привел к потребности в продукте, который будет питательным, который можно будет переделать на другие молочные продукты при необходимости, дешевый в цене и длительного хранения. Таким оказался сухой молочный порошок с растительным жиром, который может быть заменителем сухого снятого молока. Такой товар производят непосредственно на заводах, или за счет смешивания доли СЗМ с растительным жиром.

По оценкам консалтинговой компании GIRA, глобальный рынок жирных молочных порошков в 2017 году составил около 600 тыс. т. ЕС поставляет около двух третьих этого объема. Более половины мирового производства потребляется в Африке. По оценкам GIRA, доля такого продукта в общем объеме импорта в суб-Сахарской Африки выросла с 23% в 2006 году до 40% в 2017-м. Конкуренция жирного молочного порошка значительно выше, чем, например сухого цельного молока. Он дешевле, чем СЦМ и идеально подходит для стран с жарким климатом и ограниченной инфраструктурой холодильной цепи.

По словам Юкки Ликитало, Генерального секретаря Eucolait, еще одной тенденцией, которая является проблемой для Западной Европы и Северной Америки: достаточно сильное увеличение продаж альтернативных молочных продуктов, главным образом, напитков из растительного сырья. Рост этого сегмента значительный, но объемы остаются небольшими. В ЕС около 3% рынка свежего молока и в США, возможно, больше, 6%, занимают альтернативные продукты на растительном сырье.

Популярность также набирают фермерские и эко-продукты.

Обилие европейцев дает возможность обращать больше внимания на благополучие животных, которые дают молоко. Производство молока должно происходить в наиболее приближенном к естественному производстве, а не промышленного. Люди готовы платить больше за такое молоко. Кроме того, они посещают периодически такие фермы, чтобы воочию убедиться, что коровы живут счастливо.