Опубликовано

Мировой импорт яблок продолжает стремительно падать

Импорт яблок в первом квартале текущего сезона был самым низким за последние три сезона.

Если проанализировать данные импорта яблок по ведущим мировым странам-импортёрам за первый квартал сезона 2018/19 годов, то можно увидеть продолжающуюся тенденцию снижения объемов международной торговли свежим яблоком. Снижение объема импорта яблок по десяти крупнейшим мировым импортёрам в натуральном измерении составило 31% по сравнению с первым кварталом предыдущего сезона и на 6% по сравнению с первым кварталом сезона 2016/17 годов. По топ-15 странам-импортёрам падение было почти столь же резким – на 29%, по сравнению с прошлым сезоном, и на 11% по сравнению с первым кварталом сезона 2016/17 годов - пишет EastFruit

«В текущем сезоне 15 крупнейших мировых импортёров десертных яблок ввезут приблизительно на 1 млн. тонн меньше этих фруктов, чем годом ранее, а значит выручка экспортёров яблока в эти страны упадёт приблизительно на $1 млрд долларов США», говорит Андрей Ярмак, экономист инвестиционного департамента ФАО. «При этом основное падение импорта происходит в странах Европы, в то время как поставки в Азию и на Ближний Восток стабильны или показывают незначительный рост, что ещё раз подтверждает правильность выбранного нами направления продвижения экспорта украинского яблока», продолжает эксперт.

В качестве примера, Андрей Ярмак приводит данные по объему импорта яблока в Индию за первый квартал текущего сезона. За этот период Индия увеличила импорт яблока на 75%! В то же время Россия снизила импорт яблока на 9%, Германия – на 33%, а Великобритания – вообще на 67%! Гонконг, который был второй азиатской страной в десятке крупнейших мировых импортёров яблока, также увеличил импорт за отчётный период на 9%.

Причины падения импорта яблок представители ФАО указывали уже неоднократно, поэтому повторим их ещё раз:

- Развитие технологий производства и сохранения свежести конкурирующих с яблоком ягод, а также резкий рост их производства и круглогодичная доступность на рынке;

- Расширение ассортимента и доступности экзотических фруктов;

- Снижение темпов глобализации (торговые войны и военные конфликты);

- Снижение мировых цен на энергоносители, что уменьшает спрос на яблоко в странах, зависящих от экспорта энергоносителей;

- Облегчение доступа к информации о технологиях их выращивания, что стимулирует развитие производства яблок в развивающихся странах, которые ранее импортировали значительные объемы яблока. В нашем регионе яркими примерами являются Грузия, начавшая в этом году экспорт яблок в Россию, хотя ранее импортировала их и Украина, импортировавшая яблоки в значительных объемах ещё 2-3 сезона назад, но экспортирующая их сейчас по всему миру;

-  Невозможность конкурировать по рекламным бюджетам со снеками и готовыми продуктами, и даже с ягодами, а ведь именно реклама является двигателем потребления;

- Потребление яблока в развитых странах не растёт – яркий пример – снижение импорта в ЕС. Они просто выходят из моды;

- Яблоки неудобны для потребителей, по сравнению со снеками и ягодами, например, и даже по сравнению с бананами;

Конечно, это не означает, что производство яблок не является перспективным бизнесом. Ведь, по меткому выражению Андрея Ярмака, «в мире нет избытка яблока, в мире есть избыток яблока низкого качества», а вот качественное яблоко всегда пользуется спросом и за него реально получить высокую цену. Кроме того, в мире не так много стран, которые имеют условия для выращивания яблока премиального качества.

Поэтому в дальнейшем, по мнению эксперта ФАО, мировой яблочный бизнеса будет консолидироваться вокруг тех производителей и тех стран, которые смогут обеспечивать системные поставки яблока премиального качества, будут гибко и быстро реагировать на меняющиеся предпочтения потребителей и станут активно внедрять инновации в производство для постоянного повышения эффективности производства и качества яблок.