Опубликовано

АВК vs ПИБ: заберет ли “российский” госбанк конкурента Roshen

Кондитерская фабрика АВК в Днепре, принадлежащая Владимиру Авраменко, может перейти в собственность Проминвестбанка. АВК должна банку 1,37 млрд грн (1,33 млрд грн тело и 23,3 млн грн проценты), следует из решения суда. В залоге по кредиту, который компания взяла еще в 2011 году, находится недвижимость, транспортные средства и оборудование АВК. В этом же списке и здания работающей фабрики в Днепре.

Это последний производственный актив кондитерского бизнеса Авраменко. Проиграв сражение банку, он может покинуть список главных кондитеров страны.  

Фото: www.liga.net

Графика - Евгений Адаменков, Liga.net

Сейчас АВК контролирует 7% украинского рынка кондитерских изделий. Это второй показатель в стране после Roshen Петра Порошенко.

LIGA.net разбиралась, есть ли у Авраменко шансы сохранить бизнес.

Тяжелый долг

Проблемы с банками у АВК начались еще в 2014 году. После начала боевых действий на Востоке Украины две из трех работающих фабрик АВК - в Донецке и Луганске  оказались на неконтролируемой территории. Тогда же распалось партнерство Авраменко и Валерия Кравца, которые совместно владели кондитерской компанией. Вероятно, партнеры разделили свой бизнес: луганские и донецкие активы отошли Кравцу, у Авраменко осталась фабрика в Днепре. Официально бизнесмены не подтверждали эту версию. Авраменко также достался долг в $160 млн: перед Сбербанком России $80 млн, еще $60,6 млн - перед Проминвестбанком. Среди других кредиторов компании - Украинский банк реконструкции и развития и Райффайзен банк Аваль.

Счета ЧАО Кондитерская фабрика АВК суд заблокировал по иску российских кредиторов еще в 2015-м. Чтобы продолжить работу фабрики, Авраменко зарегистрировал новое юрлицо АВК Конфекшинери.  

По словам Авраменко, он пытался договориться с банками о реструктуризации. Конструктивный диалог вышел только со Сбербанком.

Тогда он надеялся достичь компромисса с банком в течение нескольких недель. Отсутствие прогресса повлияло на его риторику: "Никто не будет отдавать $160 млн долгов - бизнес разрушен". Кредиторами компании выступают финучреждения страны-оккупанта, отмечал он. Часть долга Авраменко готов был вернуть, впрочем, не уточнив какую.

ПИБ продолжал судиться. В конце года Хозсуд Донецкой области суд принял решение в пользу кредитора.

Суд постановил, что, поскольку долг не погашен, залоговое имущество должно быть продано на открытых торгах. Срок подачи апелляции истек 8 января. Официального комментария финучреждении не предоставили.

Авраменко утверждает, что компания не выходила из переговорного процесса о реструктуризации и все еще надеется на пересмотр условий погашения долга. Юридические тонкости в АВК предпочли не комментировать, ссылаясь на то, что это может навредить переговорному процессу. 

Фабрика работает в штатном режиме, с момента вынесения судебного решения, в работе ничего не изменилось, сообщили собеседники в компании. 

Суды бизнесу не помеха

АВК пока не стоит волноваться - процедура передачи имущества банку может затянуться на годы, считают независимые юристы, проанализировавшие дело по запросу LIGA.net

"Скорее всего, АВК попросит суд восстановить пропущенный срок и воспользуется правом на апелляционное обжалование", - полагает старший юрист АФ Pragnum Евгений Литвинов. Если АВК откажется от апелляции, возможен другой вариант. "Если банк решит выполнять решение суда через Государственную исполнительную службу, оформление документов для реализации имущества с торгов может занять несколько месяцев", - говорит Литвинов.

У АВК нет юридических оснований для того, чтобы не выполнять решение суда, настаивает управляющий партнер АО Suprema Lex Виктор Мороз. "Такие банки (дочерние структуры иностранных финучреждений - Авт.) являются юрлицами Украины и действуют по законодательству Украины, поэтому невыполнение обязательств не является правомерным", - говорит он.

Невыполнение обязательств на предписание суда уголовно наказуемо, добавляет Литвинов. Санкция 382 статьи Уголовного кодекса предусматривает штраф в размере 500-1000 необлагаемых минимумов доходов граждан, либо же лишение свободы на срок до трех лет с запретом занимать определенные должности или заниматься некоторыми видами деятельности на это  же срок.

У АВК есть шансы вернуть активы, только если предприятие сможет найти неоспоримые и весомые аргументы о незаконности и необоснованности решения суда первой инстанции, отмечает адвокат АО Litigation Group Марины Силиной.

Спокойствие конкурентов

Известие о том, что активы АВК могут перейти ПИБу, не вызвало ажиотажа на кондитерском рынке. 

LIGA.net опросила топ-менеджеров трех компаний-конкурентов: официально они ситуацию не комментируют. Неофициально говорят, что Авраменко скорее всего удастся сохранить актив и позиции на рынке.

По мнению одного из собеседников, хороший знак - активное развитие компании: АВК достаточно динамично осваивает экспортные рынки, минувшей весной компания открыла новый бисквитный цех.

Кроме того, у АВК, которая начала развивать фирменную сеть в конце 2016-го, уже есть шесть фирменных магазинов. "Вряд ли владелец, понимая, что бизнес придется отдавать, вкладывал бы столько в развитие", - говорит топ-менеджер крупной кондитерской компании, попросивший не называть его имени.