Опубликовано

ТОП-менеджер "Эпицентра": "Большинство участников рынка ожидает, что следующий год будет сложным"

Владимир Гончаров, заместитель генерального директора сети «Эпицентр» - о трендах рынка, онлайн-торговле и планах на будущее

- Какие ключевые тенденции характеризируют отечественный рынок ритейла, учитывая сегодняшние экономические реалии в стране?

- В Украине, согласно данным Госстата, отмечается положительная динамика роста ВВП, показатели которого связаны и с увеличением производства, и с ростом потребления товаров и услуг. Это отображается на общем уровне товарооборота в стране. В частности, наша компания имеет стабильную динамику роста.

Одна из ключевых тенденций в современном ритейле – стремление потребителей получать в местах продажи не только лучший товар и выгодную цену, но и положительные эмоции. И, как мы видим, этот аспект влияет на изменение структуры продаж в отечественной рознице.

Держа руку на пульсе современных трендов, наша сеть трансформирует привычный для украинцев формат «Эпицентров». Компания эволюционировала сперва из сети строительных в строительно-хозяйственные гипермаркеты и в итоге - в торговые центры с ассортиментом товара в сотни тысяч позиций. Переформатирование наших маркетов в современные ТЦ, где есть все - включая и развлекательную зону для детей, и ресторан, и разнообразные дополнительные сервисы - обеспечивает нашим потребителям соответствующую эмоциональную удовлетворенность и вовлеченность.

Другая тенденция украинского и мирового рынка ритейла – активное развитие рынка электронной коммерции во всех сегментах. Мир очень быстро становится омниканальным: находясь в поиске нужного товара, потребители, незаметно для самих себя, автоматически переключаются между каналами онлайн и оффлайн. Развивая и улучшая работу наших торговых центров и онлайн-сервисов, мы обеспечиваем своим клиентам возможность почувствовать себя комфортно в любой среде.

- Во сколько Вы оцениваете годовой объем рынка торговли стройматериалами в Украине? За счет чего он может расти в дальнейшем?

- В этом году строительный рынок демонстрирует хорошую динамику по всем группам товаров, за исключением гипсокартона. Снижение объемов продаж данной продукции наблюдается третий год подряд и это связано с изменениями потребительских предпочтений. Все больше покупателей выбирают в качестве материала для внутренних перегородок газобетон вместо гипсокартона.

Общий объем рынка стройматериалов в Украине за первое полугодие 2018 года, по данным исследовательской компании Personal Analytical Unit, оценивается на уровне 42,18 млрд. грн.  (строительные объекты + DIY). При этом по каждому сегменту доля розницы отличается.

Курс валют оказывает на цены существенное влияние. Как показывает практика, часто это происходит со значительным временным лагом.  К примеру, валютное соотношение по базальтовому утеплителю ($100 за «квадрат») выровнялось только в 2018 году. 

В связи с актуализацией темы энергосбережения изменяется рынок теплоизоляционных материалов: потребители намного больше внимания уделяют толщине утеплителя (вместо 5 см сейчас используют 10-15 см) и качеству материала (пенопласт теряет долю на рынке).

В своих прогнозах на 2019 год производители стройматериалов закладывают рост на уровне 2%. При этом большинство участников рынка ожидает, что следующий год будет сложным. На себестоимость продукции будет давить целый ряд факторов: повышение тарифов на грузоперевозки «Укрзализници» на 25%, газ и электроэнергию на 23% и т.д. Но, несмотря на надвигающийся рост цен, мы настроены оптимистично.

- По-Вашему, насколько сегодня насыщен рынок ритейла Украины? Есть ли ему еще куда расти?

- Резервы для роста рынка еще есть. У наших потребителей все еще присутствует потребность в новых торговых площадях. По сравнению со столицами ведущих европейских стран, количество торговых квадратных метров на душу населения в Украине гораздо ниже.

В рамках программы по строительству и открытию ТЦ малых форматов в районных центрах и небольших городах областного подчинения уже функционирует пять наших торговых центров: в городах Староконстантинов, Дубно, Шепетовка, Умань и Славута.

В настоящее время строительные работы идут еще на нескольких площадках. Продолжая открывать такие ТЦ в 2019 году и усиливая наши позиции в небольших городах, мы становимся ближе к потребителям, упрощая им доступ к системе современного торгового обслуживания.

Что касается роста нашей компании, в 2018 году открыты ТЦ «Эпицентр» в городах Славута, Староконстантинов, Николаев, Одесса и Киев (на Петровке). Также завершена реконструкция по расширению и переформатированию нашего первого ТЦ «Эпицентр» по улице Братиславской в Киеве.

- Оцените результаты работы партнерского проекта компании «Эпицентр» - онлайн-магазина 27.ua в 2018 г. Каковы Ваши планы в e-commerce на 2019 г.?

- В 2018 году результаты работы 27.uа превзошли прогнозные ожидания. В онлайне проект растет быстрее, чем рынок e-commerce, улучшая свои количественные и качественные показатели и обходя конкурентов одного за другим. К примеру, в этом году 27.ua обошел по трафику такого сильного интернет-игрока, как «Фокстрот». Это стало возможным за счет совершенствования логистики и IT-инфраструктуры, грамотного маркетинга и постоянной работы над операционными процессами.

Ведется серьезная работа по оптимизации логистической модели онлайн-магазина, что положительно отражается на продажах. Расширяя логистические мощности, интернет-магазин обрабатывает заказы и доставляет товары еще быстрее. В следующем году мы продолжим работу в этом направлении: запланировано открытие новых логических объектов.

Также в 2018 году мы перезапустили стационарные центры выдачи товаров, в несколько раз расширив их площадь. Расширение сервиса в результате обеспечило еще больший товаропоток со стороны этой категории онлайн-клиентов. Клиенты, сделавшие заказ через 27.ua, могут выбрать наиболее удобный и оптимальный вариант доставки товара: на дом или с помощью самовывоза. Они могут оформить доставку в любом из 50 центров выдачи товаров, расположенных в ТЦ «Эпицентр» по всей Украине.

Усиление позиций бренда «Эпицентр» в онлайн-ритейле – наша ключевая задача на ближайшие годы. На финишной прямой запуск онлайн-сервиса для существующих и новых клиентов сети, который позволит выбирать и покупать максимально удобно.

- Каковы планы по экспансии сети «Эпицентр» на 2019 г.? Какие города Вы рассматриваете для открытия своих новых объектов?

- В 2019 году компания продолжит развитие своих объектов крупного формата и «мини» ТЦ площадью 4000-5000 кв. м. Напомню, что концепт малоформатных торговых центров «Эпицентр» реализует с 2016 года в райцентрах и небольших городах.

Ближайшие открытия в таком формате, запланированные на первое полугодие 2019 года – это торговые центры в городах Хуст (4300 кв. м), Дрогобыч (4800 кв. м) и Червоноград (5100 кв. м). Также планируется открытие нового «Эпицентра» в Краматорске (17700 кв. м) и переформатирование действующих торговых центров в Запорожье, Ужгороде и Днепре.

- Что еще задумал предпринять «Эпицентр» в 2019 г.?

- Наша компания всегда ставит во главу угла удовлетворение потребностей потребителей. Не останавливаясь на достигнутом, мы продолжаем успешно адаптировать лучшие тенденции мирового ритейла для покупателей в Украине. Мы расширяем нашу сеть торговых центров, развиваем новые форматы, осваиваем другие направления деятельности.