История успеха: как трое школьных друзей основали группу EVO
Cейчас компания EVO – это семья онлайн-проектов, которыми ежедневно пользуются миллионы украинцев. Среди них маркетплейсы Prom.ua и Bigl.ua, площадка для проведения госзакупок и коммерческих торгов Zakupki.Prom.ua, онлайн-сервис услуг Kabanchik.ua, платформа авторских изделий Crafta.ua, С2С-маркетплейс брендовой одежды Shafa.ua и сервис электронного документооборота Вчасно.
В прошлом году EVO не только отпраздновала свое десятилетие, но и перешла на новый этап развития, объединившись с лидером отечественной онлайн-торговли – интернет-магазином Rozetka.ua Владислава Чечеткина. Основатели обеих компаний верят, что объединение даст им больше возможностей для совместного развития и реализации новых масштабных проектов.
Однако в этом материале, основанном на интервью портала evo.business, речь в большей мере пойдет не о будущем, а о прошлом EVO и ее основателей — Николая Палиенко, Дениса Горового и Тараса Мурашко. Как “стартап на троих” превратился в крупную украинскую продуктовую IT-компанию и одного из лидеров украинского e-commerce? - пишет RAU.
Друзья детства
Будущие онлайн-предприниматели познакомились еще в школе. Потом вместе учились в институте, где продолжали общаться. По словам Дениса Горового, благодаря постоянному общению, они четко понимали, кто чем занимается, и абсолютно доверяли друг другу. По мнению предпринимателя, этот период был очень важным для будущего партнерства в бизнесе. «Мы вместе взрослели, проходили вместе разные ситуации – и это снимало полностью вопрос доверия. Оно присутствует между нами до сих пор, у меня, по крайней мере», — соглашается с ним Николай Палиенко.
По словам бизнесмена, он всегда считал, что предпринимательское мышление – не его конек, и в подтверждение этого рассказывает любопытную историю. «Мой первый предпринимательский опыт был абсолютным фейлом. Мы с братом, отдыхая на даче, поехали в Яготин (город в Киевской области – прим. ред.) на маслозавод и купили ящик масла. Пытались продать его в селе, где у всех есть коровы! В итоге часть съели, а часть по себестоимости продали соседям. Это было эпично!» — смеется сооснователь EVO.
Тогда Николай Палиенко и подумать не мог, что спустя годы он будет руководить компанией-лидером в своем сегменте.
«Так совпало, что в компании, где работали мы с Колей, начались проблемы – и нужно было что-то решать. Нам хотелось попробовать что-то свое, а Денис давно подбивал замутить собственный проект. И мы придумали Prom – конструктор сайтов для предприятий, которым нужно быть представленными в интернете, продавать что-то в интернете. Потом это трансформировалось в маркетплейс», — вспоминает подробности начала первого бизнеса Тарас Мурашко.
На тот момент Денис Горовой уже имел опыт самостоятельной работы над проектами. После вуза он решил, что трудоустройству в компании предпочитает работу на себя. «Мы с друзьями-одногруппниками начали делать сайты. Это не был бизнес, это было ремесло, самозанятость. У нас было несколько сотрудников, но фактически это был фриланс. Был офис, который мы снимали, и была неизвестность. В этом смысле мне было проще. Я не менял понятный и стабильный сценарий – зарплату, карьеру – на неизвестность. Я в этой неизвестности жил», — говорит Денис.
От небольшого офиса до штата в 900 человек
По словам Горового, в Кремниевой долине в США считают, что идеальный стартап должен содержать три роли: хипстер, хакер и хастлер. Хипстер – смесь маркетолога и дизайнера, тот, кто видит тренды, понимает, как упаковать и продать продукт. Хакер — тот, кто разбирается в технологиях, понимает, как все устроено, и кто должен это делать. И хастлер — тот, кто толкает, двигает, видит большую цель и говорит, что все – туда, к звездам. По мнению бизнесмена, именно эти три роли распределились и между основателями EVO: Тарас Мурашко – хакер, Николай Палиенко – хастлер, а Денис Горовой – хипстер.
Начинали собственный бизнес они в небольшом офисе, в котором было всего пять столов. Первым сервером стал компьютер, который Тарас Мурашко принес из дому.
Он вспоминает, что уже на начальном этапе предприниматели видели будущее развитие, но думали, что масштаб будет скромнее. Партнеры считали, что клиентов будет гораздо меньше, и штата из 10-20 сотрудников будет более чем достаточно для развития бизнеса. Причиной такой недооценки ниши был дефицит информации о том, как развивается этот рынок, на что можно и нужно делать ставку. Сейчас таких данных масса, а в 2006 году все было совсем по-другому.
Тогда бизнесмены были уверены, что бизнес будет работать сам: нужно только сделать функционал для создания сайтов, собрать команду из 10-15-20-ти человек, и дальше проект будет сам себя продавать, сам привлекать пользователей и расти. Такие бизнесы действительно существуют. Самый известный из них – Instagram. Когда его за $1 млрд покупал Facebook, там работало всего 12 человек. «Не то чтобы мы сразу про миллиард думали, но модель была похожая: мы что-то создадим с небольшим количеством сотрудников, и оно само будет «крутиться», что-то приносить и расти», — поясняет Денис Горовой.
К счастью, очень скоро в компанию пришла сотрудница, которая объяснила, что само себя ничего не продает. Тогда был создан большой, полноценный отдел продаж – и бизнес стал расти значительно быстрее.
На следующем этапе предприниматели осознали, что должны предоставлять правильный клиентский сервис. А значит, нужны люди, которые будут поддерживать клиентов. «В итоге мы создали целую систему, которая обучила и развила десятки тысяч интернет-продавцов в Украине. И в компании сейчас работает не 12, а 900 человек», — утверждает Николай Палиенко.
Новые проекты – новый опыт
Сейчас у EVO целых 10 проектов. При этом выделять какой-то наиболее успешный, особенный для каждого проект, основатели EVO не берутся. «Особенный проект – это как “особенный ребенок”. Как тут выделишь…», — задает риторический вопрос Денис Горовой. Несмотря на это, предприниматели все же выделяют некоторые особенности бизнесов. Как говорит Тарас Мурашко, самый технологический из всех – это Prom. А первый проект, который был приобретен – Kabanchik.
Ранее у совладельцев EVO была мысль сделать нечто подобное, создать на площадке Prom.ua онлайн-сервис услуг – правда, по другому принципу. Но потом на одной из стартап-вечеринок они встретили Романа Киригетова и Сашу Юрьева (основателей онлайн-сервиса Kabanchik.ua – прим. ред). «Нам понравились ребята, у них был драйв, чувствовалось, что они разбираются в теме. Так Kabanchik стал частью компании», — рассказывает Николай Палиенко.
Однако, по-настоящему «особенным» проектом, по мнению Дениса Горового, был онлайн-маркетплейс брендовых товаров Goodini. Это был единственный проект, который в EVO запустили и закрыли.
«Нам казалось, это отличная тема: предоставить покупателям в одном месте проверенные брендовые товары, а известным производителям – удобную площадку для их реализации. В итоге проект пришлось закрыть. Знаете, как говорят – хотели заработать денег, но в итоге опять приобрели опыт», — говорит Горовой, добавляя, что с тех пор сооcнователи EVO стали осторожнее относиться к своим проектам и ожиданиям, а также гораздо критичнее относиться к идеям.
Бизнес, как ребенок
Продолжая аналогию “бизнес-проект – как ребенок”, соучредители EVO признают, что как ребенок – отражение своих родителей, так и в бизнесе EVO есть что-то от каждого из них. От Николая Палиенко – системность, которая позволяет обеспечивать продавцам и покупателям 2 млн заказов в месяц, ничего физически не перемещая. «Я очень ленивый человек, в хорошем смысле этого слова: я лучше потрачу какое-то время на то, чтобы организовать процесс, чтобы дальше он развивался сам, чем буду каждый день в ручном режиме им управлять. И вот эту способность к самоорганизации, саморазвитию мы закладываем в наши проекты», — объясняет он.
Тарас Мурашко говорит, что он достаточно осторожный и бережливый, и эти черты присутствуют в EVO. По его мнению, в некоторых случаях компания могла бы развиваться быстрее, но с большим риском и затратой ресурсов. Но с другой стороны, она развивается постепенно вот уже 10 лет.
«Мне кажется, что атмосфера внутри компании – это точное отражение собственника, культуры. Хочется верить, что наши базовые ценности – открытость, доверие – присутствуют и на уровне всей компании», — добавляет Денис Горовой.
Невзирая на рост компании и существенное увеличение штата, совладельцы EVO до сих пор стараются держать руку на пульсе.
К примеру, Николай Палиенко проводит встречи “One to One” с сорока людьми в месяц. Это занимает много времени, но позволяет лучше представлять, что происходит в компании. Для новичков также проводится “Welcome-завтрак”: раз в две недели или раз в месяц предприниматели собирают людей, которые только пришли в компанию, и в неформальной обстановке знакомятся и общаются.
В EVO есть формат, в рамках которого встречаются разработчики, работающие на разных проектах. Они обсуждают, какие инструменты используют, какие задачи решают. Это помогает узнать друг друга, нюансы проектов, обменяться опытом, понять, как нужно меняться, какие проблемы решать – и каким способом. А в корпоративном мессенджере есть канал, который называется Random coffee, куда может подключиться любой желающий. С помощью бота канал случайным образом подбирает пару сотрудников, не обязательно знакомых друг с другом – и они в свободной форме могут договориться выпить кофе и пообщаться. Не о работе – а просто, о чем угодно. Это хорошо, чтобы формировать ауру дружбы в большой компании.
В погоне за Angry Birds
Сейчас масштабная цель предпринимателей – стать частью повседневной жизни украинцев. «Мне хочется сделать что-то, чем обычный украинец пользуется довольно часто, ему нравится, и это меняет его жизнь, делает лучше», — говорит Денис Горовой.
Он уверен: чтобы бизнес был устойчивым, нужно, чтобы он имел ценность для потребителя. Уже сейчас EVO дает возможность предпринимателям с меньшими затратами времени и денег начать продавать в интернете. А покупателям – быстро, удобно и безопасно совершать покупки. То, что раньше можно было сделать, обойдя несколько точек на улице или несколько сайтов в интернете, сейчас доступно в одном месте: быстрее найти товар, быстрее проверить, что это за компания, можно ли ей доверять, быстрее сделать покупку. Однако при это сооснователям EVO всегда кажется, что именно сейчас та точка, когда можно делать новый рывок. «Да, мы что-то организовали, фундамент сложили – и вот наконец получили возможность сделать что-то по-настоящему, и нужно сделать все правильно. У меня нет ощущения, что мы уже стали частью повседневной жизни украинцев. Мы только получили возможность и какие-то ресурсы для того, чтобы это сделать. А теперь нужно еще хорошо поработать», — поясняет Николай Палиенко.
Бизнесмен верит, что следующее поколение украинцев уже будет более развитым, чем наше, и для них будет важно не только то, что у них в квартире, но и что вокруг: на улице, в городе, в стране – они будут смотреть шире. Он говорит, что в компании стараются смотреть шире уже сейчас и постоянно задают себе вопрос: «Решаем ли мы какие-то проблемы людей, делаем ли их жизнь лучше»?
Денис Горовой говорит, что работа не заканчивается с достижением каких-то показателей, и тут же приводит пример компании Rovio, которая создала культовую игру Angry Birds. До нее Rovia выпустилa множество игр, которые были намного менее успешными. Однако, по словам Палиенко, постоянной кропотливой работой компания накапливала ресурсы и опыт, который в последствии позволил создать шедевр. «Мы занимаемся тем же: накапливаем ресурсы, экспертизу, чтобы дальше реализовывать более сложные интересные проекты. С нуля вряд ли можно создать что-то грандиозное. Но за десять лет у нас уже другой фундамент. И можно построить еще больше», — считает Палиенко. «Мы свой Angry Birds» еще не выпустили», — добавляет Горовой.