Почему брендовая одежда в Украине дороже, чем в ЕС
Одни и те же коллекции в Украине стоят на 30-40% дороже по сравнению со странами ЕС. Ритейлеры пеняют на пошлины и высокую аренду. Так ли это?
Брендовая одежда, обувь и аксессуары в украинских магазинах стоят дороже по сравнению с аналогами, которые можно приобрести в странах ЕС.
LIGA.netсравнила цены в десятке магазинов и выяснила, что разница в цене идентичных товаров может составлять до 30-40%. При этом Украина - одна из самых бедных стран региона по показателю ВВП на душу населения с учетом покупательной способности. Почему так происходит?
Одна из основных причин - высокая наценка розничных магазинов, которая в среднем составляет около 30% подсчитали аналитики picodi.com. Это немало, но и риски введения бизнеса в Украине высоки и ритейлеры уравновешивают их высокой наценкой.
Цены отличаются
Стоимость большинства товаров в Украине выше, по сравнению с аналогами в странах ЕС, констатирует совладелец сети товаров для дома Butlers, парфюмерии и косметики Glossip Дмитрий Ермоленко. Например, по его словам, в магазинах Zara разница в ценах может составлять 30%, а в Massimo Dutti — 40%.
LIGA.net изучила цены на продукцию десятка международных брендов: и заметила такую же тенденцию. Например, в США джинсы Levi’s в эквиваленте стоят около 3000 грн, тогда как в украинском магазине — 4700 грн. Куртка Hugo Boss в немецком магазине в эквиваленте стоит 10 700 грн, в украинском — около 16 000 грн. Кошелек Michael Kors на распродаже в США можно приобрести за 2200 грн, в Украине со скидкой — 2600 грн.
Разница в ценах есть, добавляет директор ТРЦ Sky Mall Юлия Ванченко. «Но это касается не только одежды и обуви. Когда мы заказываем сантехнику для своего торгового центра на фабрике, то ее стоимость после доставки в Украину существенно возрастает», — говорит она.
Конкуренции нет
Ритейлеры называют несколько причин более высоких цен на одежду и обувь в Украине, чем в Европе.
Юлия Ванченко говорит, что в Украине к тому же дорогая доставка и высокие таможенные пошлины. «От этого никуда не денешься», — сетует она.
Сейчас пошлины на ввоз одежды составляют 10% от ее стоимости, а обуви — 12%, говорит президент ассоциации Укрлегпром Татьяна Изовит.
Себестоимость производства пары джинсов на фабрике в Индии составляет 200 грн, тогда как в киевском магазине они продаются в пять раз дороже — за 1000 грн, говорится в исследовании picodi.com. Если сам производитель зарабатывает на их продаже 33 грн, то магазин в Киеве — 317 грн, то есть чуть более 30% от стоимости готово продукции. Почему ритейлеры устанавливают такие высокие расценки?
Директор консалтинговой компании, попросивший не называть его имя, говорит, что основная причина - низкая, по сравнению с Европой, конкуренция на рынке ритейла, и это позволяет сетям неплохо зарабатывать.
«Высокие цены на одежду еще связаны с ментальностью потребителей, которым очень важно хорошо выглядеть. В Киеве достаточно много людей, которые готовы тратить большие деньги на покупку фирменной одежды и обуви. Некоторые модники даже готовы экономить на еде ради новой пары туфель», — добавляет он.
Но дело не только в марже, которая достается ритейлерам: в Украине очень высокие арендные ставки, что влияет на конечную стоимость товара на полках магазинов, говорит Дмитрий Ермоленко. «Примерно 20-25% выручки магазин отдает в качестве платы за аренду. Это много. К примеру, в странах ЕС эти затраты не превышают 10-15%», — говорит он.
Корни этой проблемы тоже в конкуренции, но на рынке торговой недвижимости ее тоже нет. Сейчас не девелоперы конкурируют за арендаторов, а последние за свободные квадратные метры в хороших ТРЦ. По данным консалтинговой компании Colliers International (Украина), в 2018 году средняя вакантность в киевских ТРЦ составила 3,8%, тогда как еще в 2016 году — 10%. За последние два года управляющие торговыми центрами отказались от ранее предоставляемых скидок и повысили ставки, и за последний год аренда подорожала в среднем на 30%.
В ближайшие несколько лет ситуация может измениться. Открытие новых торговых центров может привести к снижению арендных ставок, прогнозирует Юлия Ванченко. По данным Colliers International (Украина), в этом году девелоперы планируют ввести в эксплуатацию пять торговых центров общей площадью свыше 500 000 кв м. Это River Mall (140 000 кв м), Retroville (116 000 кв м), Blockbuster Mall (245 000 кв м), а также уже работающие Smart Plaza Оболонь (15 000 кв м) и Oasis (14 500 кв м).
На цены может давить и усиление конкуренции. Например, после сообщения о выходе H&M в Украину, Marks&Spencer пересмотрела коллекцию и снизила цены в среднем на 20%.