Опубликовано

Холод «под ключ»: за и против

Узкая специализация или комплексный подход – над преимуществами и недостатками обеих бизнес-концепций не один год ломают голову предприниматели, в том числе работающие в сфере торговли. Мнение на этот счет мы спросили у Олега Антоненко, генерального директора компании Aisberg.

- Aisberg давно имеет реноме высокотехнологичного бренда, который не только производит качественное оборудование, но и заботится об оптимизации расходов своих клиентов. Вы как никто знаете основные требования ритейлеров в отношении снижения своих затрат. В чем они заключаются сегодня?

- В первую очередь, это снижение стартового бюджета, затрат на планирование, технический контроль, содержание собственного квалифицированного технического персонала. В дальнейшем, ритейлеры стремятся снизить затраты на эксплуатацию, электроэнергию, уменьшить списания продуктов, испорченных по причине некондиционных температурных параметров в холодильном оборудовании, в результате не гарантийных поломок холодильной техники.

- Каковы реальные способы снизить расходы на оснащение магазина холодильной техникой?

- Поиск источников снижения вышеперечисленных затрат идет несколькими путями. Первый подход при закупке холодильного оборудования – это разделение общего объема работ на части: поставка системы охлаждения и холодильного оборудования; монтажные работы и материалы; эксплуатация и сервисный персонал.

Действительно, сегодня на рынке каждая компания персонализирована в определенном направлении - например, только на производстве холодильной мебели или только на монтажных работах. Поэтому ритейлеры обычно проводят раздельные тендеры по каждому виду этих работ. Такой подход часто позволяет на старте экономить средства.

Второй подход - когда тендер проводится «под ключ», и одна компания отвечает за весь комплекс работ по оборудованию, монтажу, наладке системы охлаждения и компьютерного мониторинга, а также весь объем работ по эксплуатации магазина. Сложность такого подхода в том, чтобы найти компанию, которая может при сохранении наилучшего комплекса предложений выполнить комплексную поставку и произвести монтаж - начиная с проекта, подбора качественных материалов, монтажа, наладки системы компьютерного мониторинга и эксплуатации. Именно такой подход в оснащении магазина холодильным оборудованием сегодня применяют ритейлеры, которые умеют рационально использовать бюджеты.

- В чем преимущества комплексного подхода в оснащении магазина холодом?

  1. Холодильная мощность системы охлаждения, а также необходимый диаметр труб для подключения, размеры и стоимость конденсатора и компрессоров радикально зависят от типа холодильной мебели, которую они будут обеспечивать, а также от температуры кипения, при которой мебель будет эксплуатироваться. Холодильная мощность может отличаться на 40-50%. Поэтому, если проводить раздельные тендеры на холодильную мебель и на систему охлаждения, то обычно в стоимость системы охлаждения поставщик закладывает усредненные параметры холодопотребления. И это может оказаться в итоге значительно дороже, чем покупать энергосберегающую мебель, систему охлаждения и весь комплекс монтажных работ у одного поставщика.
  2. Для экономии эксплуатационных расходов все потребители холода, подсоединенные к центральной системе охлаждения, должны быть подобраны в одном стандарте эксплуатационного параметра. Например, воздухоохладитель холодильной камеры, если он подобран для эксплуатации с режимом кипения -10 °С, не даст возможности эксплуатировать холодильные витрины, если они рассчитаны на Т кипения -2/-3 °С. Достаточно одной витрины в общей коллекции оборудования, которая требует более низкой температуры кипения, чтобы всю систему пришлось эксплуатировать в этом режиме. Соответственно, потреблять больше энергии и нести бОльшие расходы. 
  3. Оборудование, которое устанавливается на объекте с центральной системой охлаждения, в результате проведенного комплекса монтажных работ становится целостной системой, составленной из отдельных элементов – холодильной мебели, воздухоохладителей, конденсатора, компрессорного блока, автоматики.  В случае поломки или выхода из строя всегда возникает вопрос ответственности сторон, если система собрана несколькими поставщиками и участниками процесса. Поставка «под ключ» для владельца всегда упрощает дальнейшую эксплуатацию оборудования, поскольку вся ответственность за объект лежит на одном поставщике. 

- Звучит убедительно. Но, насколько нам известно, технологическое обеспечение супермаркетов «под ключ» в Украине сегодня предлагают уже целый ряд компаний. Почему Aisberg? 

- Aisberg имеет значительный опыт выполнения работ «под ключ». Наличие подготовленных инженерных кадров для проведения проектных работ, планирования и закупки качественных монтажных материалов, собственное производство мультикомпрессорных установок, применение качественных комплектующих Guntner, Bitzer или Danfoss, которые мы получаем по прямым поставкам с заводов-изготовителей и по наилучшим ценам, собственный персонал по сборке мебели, наладке холодильного оборудования, включая систему компьютерного мониторинга Adap-Kool – все это делает наше предложение не только комплексным, но и эффективным по стоимости. 

При комплексном подходе к оснащению магазинов холодильной техникой мы используем энергосберегающие решения, решения по утилизации тепла конденсации для нагрева воды и отопления (в том числе с использованием тепловых насосов) (Патент Украины №105207), антифризовые системы оттаивания (Патент Украины №114635). Несколько лет мы поставляем оборудование для работы с СО2. 

При сегодняшней высокой цене на энергоносители, энергосбережение является самым важным фактором, который позволяет экономить затраты. 

- Как Вы пришли к необходимости предлагать свои услуги «под ключ»? Кто из ритейлеров уже воспользовался комплексными услугами Aisberg? 

- Около 30 лет назад, еще до открытия собственного производства холодильного оборудования, мы работали на рынке коммерческого холода именно «под ключ», являясь официальными дистрибьюторами известных мировых брендов Arneg, Koxka, Euroсryor. Клиенты всегда диктуют свои правила и сами определяют удобные и выгодные для них формы сотрудничества. Сегодня и всегда все зависит от требований клиента – «Сільпо» и Carrefour работают с нами комплексно «под ключ». Для дистрибьюторских компаний из Европы, Африки, Арабских стран, Австралии мы являемся поставщиком энергосберегающей холодильной мебели. Однако осуществляем техническую поддержку и консультируем их в отношении всего комплекса работ по оснащению конечных клиентов холодильным оборудованием.