Опубликовано

Почему в Украине стремительно выросли цены на лук

Экспортный рынок лука в Украине является несистемным. То есть экспортные продажи данной культуры не осуществляются в течение 6-8 месяцев в году после сбора нового урожая, а обозначены так называемыми «рваными» периодами: месяц, неделю, два месяца. Такое мнение высказал директор Украинской плодоовощной ассоциации (УПОА) Федор Рыбалко.

По мнению специалиста, это объясняется тем, что на целевых рынках, куда поставляется данная продукция, или ужесточается конкуренция, или происходят девальвация, или появляется продукция местного производства.

«Все эти факторы нужно учитывать экспортеру, а учитывает он их, или на основе информации по этому целевому рынку, или на основе опыта в понимании сезонности продукции в той стране, куда он рассчитывает ее продать», - пояснил Федор Рыбалко.

По словам директора УПОА, большое влияние на европейский рынок лука оказала еще в августе прошлого года информация о неурожае этой культуры в Голландии. Это объясняется тем, что Голландия является крупнейшим мировым экспортером лука с ежегодным объемом около 1,3 млн тонн, продавая свою продукцию в около 100 государств. При этом экспортная логистика у голландцев организована на высоком уровне - расстояние от места производства к месту погрузки в одном из крупнейших портов Европы составляет не более 100 км.

В свою очередь, лук не экспортного качества голландцы вывозят автомобилями в Польшу. Здесь местные работники вручную или механизированным способом осуществляют ее переработку.

«Потеря голландцами в результате неурожая 30-40% традиционного экспортного объема в прошлом году, а это в количественном показателе около полумиллиона тонн, привела к недопоставке лука на мировой рынок, что проявилось уже с сентября 2018 года.

Кроме того, падение урожайности произошло в таких европейских странах как Италия, Германия, Польша. Более-менее нормальный урожай удалось собрать только в Испании», - пояснил Федор Рыбалко.

При этом, по данным директора УПОА, в Украине урожайность была еще ниже, чем в странах ЕС: «Более того, в сезон сбора урожая, экспортеры начали продавать лук в Евросоюз - покупателями, в основном были румынские компании. Это объясняется особенностями логистики - из Херсона и Одессы в Румынию достаточно близкий транспортный путь. Учитывая это, операторы рынка забирали лук производителей прямо в поле. Повышенный спрос на продукцию привел к тому, что фермеры юга Украины начали повышать цены на лук».

На определенном этапе, в связи с повышением цены на юге Украины, операторы начали осуществлять закупки более дешевой продукции в Беларуси. Также Федор Рыбалко отметил, что с введением украинского эмбарго на российские товары, в перечень которых попал и лук, на украинский рынок, соответственно, не попал российский продукт.

«Вместо этого в Украину начал поставляться казахский лук. Действия на рынке новых людей, не учитывающих менталитет местных производителей, привели к увеличению цены », - сказал Федор Рыбалко.